Власти объяснили, почему на Алтае не отменяют табу на "домашний" убой скота
Правительство Алтайского края не намерено, да и, по всей видимости, не имеет юридической возможности каким-то образом отменить запрет на убой скота на подворьях или пересмотреть порядок сертификации мяса. По крайней мере, такой вывод напрашивается по результатам брифинга 21 апреля, посвященного этой теме.
"В настоящее время четко определены требования ветеринарного законодательства, которые исполняются на территории Алтайского края (...) Никаких отклонений по поводу подворного убоя в них нет", – сообщил руководитель управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Андрей Миронов..
Пример Красноярского края (где запрет на убой на подворьях якобы убрали) чиновник комментировать не стал, оставив эту ситуацию на усмотрение властей региона. А зампред правительства Александр Лукьянов отметил, что если будет пересмотрено федеральное законодательство, то краевое правительство может рассмотреть некие послабления в этом направлении.
Впрочем, по словам Лукьянова, сам по себе запрет, когда его анонсировали в краевой повестке, вызывал ажиотаж. И сейчас вокруг темы убоя скота и возможных бед, которые вызывает запрет, вновь возникло определенное оживление. В связи с чем и потребовалось провести "ликбез".
Что же касается проблем, которые могли (или могут быть) вызваны запретом, то они вроде как не так уж и страшны. Некоторые же тренды на этом рынке и вовсе являются абсолютно нормальными и с ограничениями не связаны.
Некий всплеск цен на мясо, по словам начальника управления Алтайского края по развитию предпринимательства Александра Евстигнеева, произошел в конце февраля – начале марта и связан с "внешнеэкономическими факторами", а также тем, что сейчас идет работа по формированию государственного резерва, в связи с чем из края активно вывозят скот.
Отмечен, по словам Евстигнеева, и некоторый рост цен в ноябре 2021 года. Однако он к началу 2022 года "стабилизировался".
А как отметил зампред правительства Александр Лукьянов, также на рост цен влияет и то, что Алтайский край активно поставляет скот в Новосибирскую область. Он добавил, что и своими глазами наблюдает рост цены на говядину в последние месяцы.
Впрочем, в сравнении с остальными регионами России цена все равно остается низкой, а дефицита мяса на краевом рынке нет.
Что же касается опасений насчет того, что с введением запрета сократится поголовье скота в личных подсобных хозяйства, то и здесь все, в общем-то, связано с уже существующей тенденцией. Количество "частной" скотины, по мнению Александра Лукьянова, сокращается в связи с тем, что люди, которые занимались разведением животных, стареют и выходят на пенсию (в связи с чем, видимо, интерес к животноводству сокращается). Кроме того, сказывается и рост цен на корма для скота. При этом общий уровень производства мяса в крае стабильно держится.
А вот о том, как изменилась доля "теневого" мяса, которое продают без сертификатов, в ходе брифинга, к сожалению, не сообщили. Впрочем, отследить этот объем, похоже, технически невозможно. При этом тех, кто практикует подобную деятельность, подвергать какой-то строгой каре, по словам Андрея Миронова, никто не собирается.
Что же касается инфраструктуры, необходимой для "белого" убоя, то и она понемногу расширяется. Всего на территории края, согласно данным главы краевого ветуправления Владимира Самодурова, до введения запрета было 174 убойных пункта, сейчас же их уже 197.
Новые пункты в количестве 23 штук появились в 20 районах края. Проблемы с обеспеченностью бойнями есть в восьми районах края, однако в двух из них, по словам чиновника, "вопрос решается". Это Угловский и Солонешенский районы. В остальных же скот традиционно для реализации вывозили в другие районы и даже другие регионы.
Как сообщил Александр Евстигнеев, на территории края действует программа ускоренного социально-экономического развития. Она позволяет желающим получить субсидии и льготные кредиты на приобретение оборудования для тех, кто хочет организовать скотобойню. И за этими мерами уже обращаются предприниматели. В конце 2021 года поддержку уже получили два проекта. Причем один из них получил и субсидию, и льготный кредит.