На "голодном" пайке: алтайские аграрии второй год подряд живут на низкой доходности
Аграрии Алтайского края из-за закрытия рынка Казахстана для экспорта пшеницы и погодных катаклизмов резко упали в рентабельности. Это заставляет их "перекраивать" посевные площади, увеличивая долю более выгодных (но менее благоприятных для почвы) масличных культур. Об этом 27 ноября на правительственном часе в краевом заксобрании говорил Сергей Межин, министр сельского хозяйства края.
Грустная прибыльАлтайский край – донор по сельхозпродукции, внутри региона остается только 25%, сказал председатель аграрного комитета Сергей Серов. Именно поэтому для производителей критично важна стоимость их продукции на рынке и ее соотношение с себестоимостью. А этот показатель последние два года падает, особенно по базовой культуре – пшенице.
Вот какие цифры привел министр. В сверхуспешном для аграриев 2022 году рентабельность по зерновым составляла 48,3%, то есть цена продажи превышала себестоимость в 1,5 раза. В 2024 году рентабельность упала до 11,5%.
Конкретно по пшенице падение оказалось еще более крутым – с 34,3% до 4,9%. То есть сейчас эта культура торгуется на рынке практически по цене себестоимости ее производства на Алтае – около 10-11 тыс. рублей за тонну.
У раскрученного алтайского бренда – гречки – динамика тоже грустная: если в 2022-м ее рентабельность была выше 100%, то в текущем году – 15,6%.
Лучше всего ситуация складывается по масличным культурам: подсолнечнику, сое, рапсу (о причинах этого "Толк" писал тут). Здесь, по прогнозам, рентабельность в среднем составит 35-40%.
Такая рыночная ситуация, по словам Сергея Межина, напрямую влияет на решения аграриев – они увеличивают посевные площади под "масличкой", пересматривают структуру посевов. В этом году в крае уже засеяли самый большой объем клин под ними – 1,6 млн га, по подсолнечнику они выросли в 1,7 раза. Ожидается урожай масличных в 2,2 млн тонн, это рекорд за все время их возделывания в крае.
О том, что "в идеале бы все засеять подсолнечником", "Толку" аграрии говорили и раньше. Но здесь есть важный фактор – эта культура истощает почву, требуется постоянный севооборот.
Также рентабельными сегодня являются горох и чечевица, которые становятся все более востребованными на восточных экспортных рынках.
В целом рентабельность аграриев края в этом году прогнозируется в размере 22,7%, это на 2% больше, чем в прошлом. Предполагается, что прибыльными будут 82% организаций. Но, отметил министр, разница может быть существенной в зависимости от отраслей, от того, какие доли в хозяйстве занимают растениеводство, животноводство, какая структура посевов и т. д. Что обрушивает цены на зерно?"Последние два года кардинально меняется внешняя среда, а мы в нее сильно интегрированы", – сказал министр.
В предыдущие годы цена на зерно, особенно на пшеницу, формировалась главным образом с учетом фактора экспорта в Казахстан. Только Алтайский край вывозил туда ежегодно по 1 млн тонн и более. "Это был драйвер ценообразования", – отметил Межин.
Но в этом году Казахстан закрыл границы для ввоза пшеницы, минимум до Нового года. "Мы вернулись к ценообразованию, когда стоимость складывается исходя из цен, формирующихся в портах Новороссийска и Санкт-Петербурга, плюс доставка туда", – объяснил Межин.
При этом элеваторы региона и так уже были серьезно заполнены нераспроданным зерном прошлых сезонов.
Свою роль сыграли и плохие погодные условия – весь август и сентябрь шли дожди, что резко уронило качество самого зерна. Высококачественной пшеницы 3-го класса в этом году значительно меньше, да и среди него много такого, что находится на границе между 3-м и 4-м классами. Продовольственного зерна – 83%. Для сравнения: в 2022 году было 98%. "Это некритично, но тоже негативно влияет на цену", – отметил министр.