"Зачем нам вилять?": алтайским крупным агрохолдингам разрешили скупать больше земли
Сельхозпредприятиям Алтайского края изменили лимит земель, которыми они могут владеть в одном районе. Если раньше хозяйство имело право быть собственником не более 10% от общей пашни муниципалитета, то вскоре эта цифра увеличится до 25%. Такие поправки в краевой закон 30 января приняли депутаты краевого заксобрания. Без дискуссии относительно рисков "захвата земли" не обошлось.
Все крупнее и крупнееВ чем суть вопроса? Сегодня в крае идет процесс укрупнения сельхозпредприятий. Причин этому несколько. Во-первых, модернизация, развитие и расширение производства крупных хозяйств. Это требует земли, и ее через аренду или покупку накапливают.
Во-вторых, идет встречный процесс – естественного старения небольших фермеров, которые не смогли передать бизнес детям. И они продают землю агрохолдингам. Так же стали поступать и те мелкие хозяйства, которые работали по старинке и просто "прогорели" за два последних неблагоприятных года. В-третьих, есть собственники паев, также желающие продать свои наделы.
Но у региональных сельхозмагнатов возникло ограничение – они не могут по краевому закону владеть в одном районе больше чем 10% пашни. И они стали использовать лазейки – оформлять участки на дочерние компании или даже на физлиц. То есть фактически использовать серые схемы. Они-то и обратились в АКЗС с просьбой пересмотреть лимиты.
Сотни – у рубежа"Частные лица, которые живут в селе, видят – вот есть хозяйство, оно работает здесь, и они хотят продать паи именно ему. Но тот уже не может купить, потому что есть барьер в 10%, – объясняет Сергей Серов, глава аграрного комитета АКЗС. – А Конституция закрепляет право владельца свободно распорядиться своей собственностью – продать или сдать в аренду".
Его слова подтверждал на совещании в парламенте и Владимир Никифоров, руководитель крупного хозяйства "Ануйское" из Петропавловского района: "Местные пенсионеры сказали нам: забирайте землю, нам она не нужна. Но нам перестали ее регистрировать, потому что достигнут предел в 10%. Тут же возникает вопрос: кому достанется эта земля? Ведь если есть тот, кто хочет продать, всегда найдется и тот, кто это купит".
С проблемой столкнулись и "Гудвилл" из Советского района, и "Ануйское" (эти хозяйства называли на сессии). По данным "Толка", это могут быть и хозяйства ГК "Доминанта" (ей же принадлежит Черемновский сахарный завод). По словам Серова, речь идет минимум о сотне предприятий. Однако его коллеги сказали, что таких больше.
"Этот закон даже немного запоздал. Несколько сотен предприятий подходят к рубежу в 10%. Никакой опасности для бюджетов изменения не представляют, но защищают интересы хозяйств, которые зарегистрированы в муниципалитетах, ведут там работу, являются основными работодателями и несут серьезную социальную нагрузку", – сказал Александр Демин, депутат и руководитель крупного предприятия в Алтайском районе.
Но руководитель фракции КПРФ Андрей Кривов отметил, что ясного понимания того, многих ли коснутся изменения, нет:
"На совещании в АКЗС глава одного из районов сказала, что у них три крупных хозяйства. У одного 2% от общей площади сельхозземель, у второго – 5%, третье только приближается к 10%. Надо понимать хотя бы, в интересах скольких предприятий мы это делаем".
Но даже если речь идет о сотне хозяйств, отметил он, то почему порог нужно увеличивать сразу в 2,5 раза – с 10 до 25%, если за 20 лет действия закона лишь 100 предприятий подошли к рубежу. Но у коллег нашлись аргументы.
Всё захватят гиганты?"У нас ведь все боятся, что агрохолдинги захватят землю, – сказал "Толку" Сергей Серов. – Но они уже это делают! И мы должны этот процесс регулировать, а не оставлять его непрозрачным".
Его поддержал и Владимир Семенов, руководитель фракции ЛДПР:
"Сегодня совсем другие хозяйства, чем были 20 лет назад. И процесс укрупнения мы сейчас вряд ли остановим, да это и не нужно. Но сейчас решение уходит в серые схемы. Нам же предлагается ситуацию поправить и узаконить то, что по факту и так существует. Мы расширяем коридор легального бизнеса. Мы же тоже власть. Мы не можем сказать: "Серые схемы? А, ну пусть так и будет. Пусть и дальше все зажмурились – и работают". Надо быть ответственными".
Кроме того, он напомнил, что если уж говорить о рисках захвата земель, то можно вспомнить опыт холдинга "Изумрудная страна", который скупил 150 хозяйств в 31 районе, скопив более 330 тыс. га пашни. То есть и тогда, и сейчас при желании можно было бы создать "такого монстра". И поэтому как раз процесс лучше регулировать.
Более того, депутат и аграрий Александр Траутвейн и вовсе сказал, что можно было бы убрать любые ограничения:
"Мы сегодня [из-за порога в 10%] идем в аренду, а не в собственность. А значит, не можем взять ипотечный кредит под залог земли, создаем дочерние предприятия, а это уже дробление бизнеса, которое тоже не приветствуется. Но самое главное – сегодня сельское хозяйство развивается семимильными шагами. И нам нужны инвестиции. А как это делать без земли? Ничего не получится. Дайте нам развиваться! Сделайте прозрачной ситуацию. Зачем я должен вилять, обходить что-то, если я готов работать легально?"
Риски "денежных мешков"Тем не менее риск прихода сторонних инвесторов, которые могут скупать землю, просто предлагая больше денег, но не желая обрабатывать пашню, есть.
"Скупка земель недобросовестными лицами и заезжими "денежными мешками" — такие риски, вы тоже знаете, существуют. И реальной возможности предотвратить их нет", – сказал Андрей Кривов.
Частично это подтвердил "Толку" и Александр Вайс, исполнительный директор Союза крестьянских и фермерских формирований. Да, новая норма открывает больше возможностей для местных хозяйств, реально работающих на земле, сказал он, но опасения из-за прихода "так называемых инвесторов" сохраняются. Потому что рынок земли — свободный.
В Алтайском крае 11,5 млн га пашни. Из них чуть более 5 млн – государственные, муниципальные или так называемый фонд перераспределения. Эти земли могут только сдаваться в аренду. А 6,4 млн га находятся в частной собственности: 5,9 млн – паи граждан, в основном сельских жителей, порядка 500 тыс. га владеют хозяйства.