"Нужна массовость – развивайте мини-футбол": какой потенциал и боли у этого спорта
За более чем десятилетнюю историю своего существования Алтайская краевая ассоциация мини-футбола (АКАМФ) стала настоящим явлением в мире любительского спорта. Сейчас организация объединяет более 150 команд и около трех тысяч игроков. Только 21 апреля тремя фееричными матчами завершился зимний сезон, а уже после майских праздников стартует летний чемпионат. Об этом и многом другом корреспондент "Толка" побеседовал с основателем и бессменным руководителем ассоциации Андреем Проскуриным.
"Алексей Смертин стал нашим крестным отцом"– Андрей, предлагаю вспомнить, с чего начинался АКАМФ, и мог ли ты на старте предположить, какие масштабы приобретет этот проект?
– Навряд ли я тогда предполагал, что это перерастет в такую массовость. Все начиналось в 2008–2009 годы. Тогда мини-футбол был переходным периодом межсезонья. Основным был большой футбол.
Однажды ко мне обратился предприниматель Олег Чернов. Он первым озвучил идею по организации серьезных и регулярных любительских соревнований по мини-футболу.
Тогда руководителем городской федерации по футболу был Евгений Скурлатов, а председателем городского спорткомитета – Виктор Волынкин. Они активно участвовали в становлении того, что мы имеем сейчас. Хочу подчеркнуть, что за все время и больше всего развитию мини-футбола в крае содействовал именно Волынкин.
До этого играли так, что не было никаких протоколов. Ныне покойный Сергей Шилов выпускал "Барнаульскую футбольную газету". Он звонил тренерам: "Кто у тебя забил?" А те не заморачивались: "Пиши все на Васю Пупкина, пусть станет лучшим бомбардиром".
Уже на старте я озвучил свою концепцию. Обязательно должны быть заявки, протоколы. Судьи должны фиксировать авторов всех голов. А главное, мы тогда ввели четкое правило: один игрок – одна команда.
– По большому счету это все предыстория. Официально Алтайская краевая ассоциация мини-футбола была зарегистрирована в 2013 году. Верно?
– Именно так. К тому времени мы почувствовали потребность выходить за пределы этого "баловства", хотели достичь более серьезного уровня. В связи с этим обратились в Ассоциацию мини-футбола России (АМФР).
В этом нам помог Алексей Смертин. На тот момент он был президентом краевой федерации футбола. Я хорошо помню, насколько все тогда оказались в шоке. Как?! Звезда большого футбола, экс-капитан сборной России Алексей Смертин попросил за мини-футбол! Фактически он тогда стал нашим крестным отцом.
Вот так АКАМФ официально и появился. С тех пор мы участвуем в конференциях АМФР, являемся представителем этой организации по развитию мини-футбола в Алтайском крае.
– Количество команд и непосредственно игроков, которые выступают под эгидой Ассоциации, постоянно растет. Как считаешь, есть ли потолок этому росту?
– Потолка точно нет. Начинали с малого, а сейчас вместе с Бийском у нас играет более 150 команд и их количество от сезона к сезону только растет. С одной стороны это прекрасно, но с другой – нам уже давно не хватает инфраструктуры под эту массовость. Владельцы тех немногих залов видят спрос и используют это в свою пользу, постоянно повышая арендную плату.
Ветераны и девушки дополняют общую картину– С каждым годом игроки становятся старше, и вполне логичным выглядит поступательное увеличение количества ветеранских команд. Может ли когда-нибудь случиться такое, что их станет больше, чем молодежных?
– К сожалению, такое развитие событий вполне вероятно, но это как раз та ситуация, когда рад буду ошибиться. Молодежь все чаще предпочитает залипать в телефонах. Активный образ жизни и уж тем более футбол им до лампочки. Я не исключаю, что когда-нибудь ветеранских команд действительно будет больше. Это направление у нас развивается стремительно. Только в "35+" уже три лиги и 30 команд.
– В самых сильных ветеранских командах есть бывшие профессионалы высокого уровня, причем именно из мини-футбола. Много профессионалов из большого футбола играет и в основном чемпионате. Как правило, им противостоят обычные ребята из дворового футбола. Почему профессионалы и любители играют в АКАМФ вперемешку?
– Есть разные мнения относительно этой темы. Еще до появления АКАМФ использовалась схема – не больше трех профессионалов в одной команде. Но это не пошло. Сейчас у нас действительно нет ограничений на этот счет, и я не вижу в этом ничего плохого. Напротив, профессионалы что-то подсказывают любителям, а они, смотря на них, подтягиваются в своем развитии.
Во многом именно профессионалы повышают общий уровень нашего мини-футбола. Не нужно далеко ходить за примерами. "Динамо-Алейск" вылетели из Суперлиги, но в полуфинале Кубка обыграли "Трою", а это сильнейшая команда Новосибирской области. В итоге алейцы второй год подряд выиграли и в финале.
– С 2018 года под эгидой ассоциации стал проводиться и женский чемпионат. В этом зимнем сезоне в нем сыграли восемь команд. На твой взгляд, чем интересен любительский женский мини-футбол?
– У меня была мысль о том, чтобы сделать чемпионат по женскому мини-футболу. В какой-то момент я случайно увидел в социальных сетях объявление. Одна девушка приглашала на тренировки других девчонок. Я ей предложил организовать турнир. Тогда она сказала, что у них всего 15 человек, но это уже как минимум две команды. После этого я обратился в наш медуниверситет, они выставили своих студенток.
Так мы провели первый турнир, а уже на следующий год у нас образовался полноценный чемпионат среди женских команд. Примечательно, что они не платят взносы. Сами изыскиваем возможности для них, министерство спорта нам в этом отношении хорошо помогает.
"Несмотря на все трудности, у нас здесь маленькая Бразилия"– Больная тема для Барнаула и всего Алтайского края – категорическая нехватка залов и отсутствие полноценного манежа для большого футбола. Неужели властям и бизнесу не интересно строительство подобных объектов?
– Бизнесу интереснее получить маржу с рыночных площадей, чтобы вложенный рубль давал как можно больше прибыли. Про власть я ничего сказать не могу. Знаю, что ставится задача, чтобы 70% нашего населения занималось массовым спортом. Вам нужна массовость? Развивайте мини-футбол. При этом надо помнить, что у нас Сибирь и нам нужны закрытые площадки.
Я в этом отношении завидую Краснодару, где есть Галицкий, который в каждом районе построил манежи, и люди в них играют в футбол совершенно бесплатно. Отличная, а главное действующая программа развития футбола есть в Татарстане. На мой взгляд, эти два региона показывают лучшие примеры правильного развития футбола для всей страны.
– Как можно оценить текущую потребность в залах в Барнауле и в целом по краю?
– Наши команды прошлую зиму играли в трех залах, но нам нужно еще как минимум два, и это только под мини-футбол. После Барнаула острую потребность в залах испытывает Бийск. В этом городе играет 30 наших команд. И это я только про взрослых говорю, а ведь есть еще детский футбол. Как только начинается зима, сразу проблема – где тренироваться? У наших специализированных школ нет своих помещений.
– Что еще мешает более стремительному развитию массового футбола и мини-футбола в крае?
– Наше общее экономическое развитие. В первую очередь люди думают, как им закрыть коммунальные платежи, оплатить учебу детей и прочее. Многие заняты на нескольких работах, и уже им если не денег, то времени не хватает. Но, несмотря на все трудности, в плане футбола у нас здесь маленькая Бразилия. Был сезон, когда только в РПЛ играли 12 наших воспитанников, я уже не говорю про ФНЛ и ПФЛ. Даже в этих условиях у нас воспитываются хорошие футболисты, но все они мечтают поскорее отсюда сбежать.
– За время существования АКАМФ в Алтайском крае сменилось несколько руководителей спортивного ведомства. Есть ли взаимодействие между Ассоциацией и региональным минспорта, в чем оно выражается?
– Министр спорта края Иван Нифонтов сам играл у нас в АКАМФ. Он уже приглашал меня на встречу, в ходе которой мы обсудили текущее положение в любительском мини-футболе, наметили планы дальнейшего сотрудничества.
О судействе и взносах– Огромный пласт работы в АКАМФ – это судейство. Кто занимается этой работой? Откуда берутся судьи? Как они проходят подготовку? И что приходится делать, когда команды пишут жалобы на тех или иных рефери?
– Главный в нашем судейском корпусе Роман Труханович. Именно он распределяет арбитров по всем турнирам. Он же, как представитель Академии РФС, занимается подготовкой судей.
Да, тема судейства для нас остается острой. Мы слышим критику от команд по этому поводу и, конечно, реагируем на нее.
Судьи могли бы работать на более качественном уровне, но как мне видится, пока еще этому мешает большая разрозненность нашего любительского футбола.
Несмотря на то, что работа арбитра в принципе неблагодарная, сейчас у нас сформирован солидный судейский корпус. А начинали мы вообще с того, что ставили судьями делегатов от команд и с тем же Трухановичем обслуживали по 8–12 игр в день.
– Чтобы играть в АКАМФ, необходимо платить взносы. Некоторые команды находят спонсоров, другие игроки сами скидываются на то, чтобы оплатить свое участие. Какое сейчас соотношение команд в АКАМФ именно с позиции источников их финансирования?
– У нас есть команды, которые состоят из работников какого-то конкретного предприятия. Понятно, что в данном случае все затраты покрывает работодатель. В некоторых командах есть успешные предприниматели, и уже они оплачивают взносы и несут расходы на форму. Думаю, где-то 70% команд у нас спонсорские, остальные скидываются сами, чтобы заниматься любимым делом.
"Я сильно задолжал семье"– Два раза в год АКАМФ проводит солидное награждение с вручением кубков, медалей и прочих наград. Этому сопутствует большая развлекательная программа. На протяжении многих лет своего рода изюминкой таких мероприятий был стриптиз. Почему отказались от этой идеи?
– Все просто. Футболисты стали приходить не только с женами и подругами, но и с детьми. Награждение стало таким настоящим семейным праздником. К слову, именно у нас теперь проводится награждение детских команд. Стриптиз теперь не уместен.
– Верно ли, что ты один занимаешься сайтом "Алтайский футбол", составляешь расписание матчей, выкладываешь протоколы, пишешь новости и прочее и прочее?
– Сайт отнимает огромное количество времени. Зачастую я иду спать уже глубокой ночью, а уже рано утром собака будит идти с ней на прогулку. Ладно, сын уже взрослый, живет в Москве. А жена и дочь чаще всего видят исключительно мой затылок, либо я вообще на футболе. Я очень сильно задолжал семье в плане своего внимания, хочется это исправить.