Толк новости
Спорт |

Два билета в партер. Как в Барнауле развивается "экзотический" стиль борьбы

Несмотря на популярность ММА, один из видов спорта, фактически заложивших фундамент для зрелищных боев в клетке, для многих все еще остается диковиной. Однако понемногу положение дел меняется
Читать в полной версии ➔

Для людей, далеких от мира единоборств, Бразилия – это сериалы, футбол, карнавалы и Остап Бендер с его мечтой о белых штанах и Рио-де Жанейро. Однако те, кто отличает Федора Емельяненко от его брата Александра, а "лоукик" от "джеба", знают, что у этой страны есть и богатая бойцовская история, связанная с боями "валетудо", то есть "все дозволено", и бразильским джиу-джитсу – борцовским стилем, сыгравшим важнейшую роль в становлении MMA.

Приобщиться к этому единоборству можно и в столице Алтайского края, где в последние годы количество соответствующих залов, как и адептов этого спорта, стало заметно расти. При этом для широкой публики бразильское джиу-джитсу по каким-то причинам все еще остается чем-то малоизвестным. Какой путь БЖЖ (общепринятое сокращение – Прим. ред.) уже проделало в Барнауле и что мешает, в сущности, весьма "демократичному" единоборству набирать обороты у представителей стиля, выяснял корреспондент "Толка".

С приветом из Сан-Паулу

Бразильское джиу-джитсу может показаться похожим на уже давно привычные всем самбо и дзюдо: очередная "борьба в очень свободной одежде" (есть, впрочем, и раздел джиу-джитсу, где вместо кимоно, а вернее "ги", спортсмены выступают в формате "шорты и футболка (рашгард)"). Однако ключевое отличие джиу-джитсу в том, что акцент в данной дисциплине сделан на борьбу в партере, то есть уже "на земле".

Как результат, схватки джитсеров проходят совсем по другому сценарию. Броски приносят не так уж много баллов, и с помощью определенных технических действий многие эту фазу просто пропускают. После чего начинаются настоящие борцовские шахматы, идеальным финалом которых должно стать выполнение болевого или удушающего приема.

При этом сделать его может и борец, находящийся "снизу", причем при известной сноровке фактически всю схватку спортсмен может провести "на лопатках", не получив за это никаких штрафов: правила соревнований заточены совсем не под "классическое" понимание борьбы. Все это обеспечивает и относительно невысокий уровень травматизма. Впрочем, невысокий совсем не означает "нулевой".

Борьба работает

"Взрыв" БЖЖ за пределами Бразилии был связан с экспансией в исполнении представителей "боевой" династии Грейси. Обладатель черного пояса по джиу-джитсу Хойс Грейси принял участие в самом первом турнире лиги Ultimate Fighting Championship в 1993 (впрочем, семейство Грейси приложило руку и к другим аспектам организации этого события). Борец выиграл все схватки, которые тогда проводились, в один вечер и без спортивных ограничений, легко преодолев сопротивление адептов более знакомых американскому зрителю единоборств. Все остальное, как говорится, история: на некоторое время БЖЖ стало считаться "непобедимым", пока наконец в смешанные единоборства не пришли первые спортсмены, умеющие "всего понемногу".

В Россию БЖЖ пришло с некоторым опозданием. Так, первый черный пояс по БЖЖ в России появился только в 2011 году: его вручил основателю команды Leon Леониду Гатовскому Хензо Грейси. С той поры ситуация, разумеется, изменилась: уже два "собственных" черных пояса есть и в Алтайском крае: у бойца ММА Шарафа Давлатмуродова и, так сказать, "чистого" представителя джиу-джитсу и тренера Алексея Харченко.

Восточные корни

Помимо джиу-джитсу латиноамериканских кровей, в России развивается и "традиционное" японское джиу-джитсу. Оно, в отличие от БЖЖ, признано спорткомитетом, что позволяет среди прочего получать спортивные разряды и имеет в своем составе целый ряд дисциплин, в том числе включающих ударную технику.

Это направление в России значительно старше, и в Алтайском крае существует давно сложившаяся федерация. В рамках "традиционного" джиу-джитсу существует и раздел "неваза" ("борьба лежа"), отличия которого от БЖЖ минимальны. В связи с чем те, кто хотел приобщиться именно к бразильской школе, и ранее могли получить желаемое, но под другой вывеской.

И разумеется, выходцы из традиционного джиу-джитсу вместе с людьми, в чьей биографии серьезный след оставило самбо, уже в наши дни стали одними из пионеров непосредственно БЖЖ на Алтае. На соревнованиях же федерации традиционного джиу-джитсу граница между стилями и вовсе практически исчезает.

Туман времени

Что же касается самых первых "зерен" БЖЖ в крае, то они, по всей видимости, связаны с двумя событиями. Во-первых, это "командировка" бразильского бойца ММА и черного пояса по БЖЖ Сержио Соуза, которого в начале 2010-х для повышения квалификации своих бойцов в Барнаул привез клуб ММА "Top Team Siberia". Именно с этим событием связано появление первых "цветных" поясов по БЖЖ в регионе. Так, именно тогда свой синий (то есть следующий после белого) пояс, по его словам, получил уже упомянутый в тексте Алексей Харченко.

Во-вторых, попытка организовать филиал "бразильской" команды Ludus была предпринята спортсменом и тренером Станиславом Вашевым, возглавлявшим клуб Pride Gym, к слову, один из первых, заявлявших себя именно как "зал ММА" (де-факто смешанные единоборства в крае на тот момент уже были вполне представлены в виде того же панкратиона, однако это совсем другая история).

Однако относительная массовость и рост числа "сертифицированных бразильцев" в столице края произошли в период с 2019 по 2020 год. Причем "замешаны" в этом были сразу несколько спортивных объединений, начавших развивать БЖЖ практически одновременно.

Не с нуля

Сейчас непосредственно к БЖЖ в Барнауле можно приобщиться в нескольких клубах, представляющих различные спортивные команды. У каждого есть собственная история. Героями сегодняшнего рассказа станут тренеры клубов "КСЕ "Вызов", "Танден" и "Партизан", а также Алексей Харченко, тренировки под руководством которого барнаульцы могут посетить на базе все того же Top Team Siberia.

И начать стоит, наверное, с самого общего: у всех четверых тренеров джиу-джитсу не было первым спортом. Что, в общем-то, вполне объясняется достаточно запоздалым приходом этого спорта за Урал.

Так, например, Андрей Киреев (пурпурный пояс, руководитель "КСЕ Вызов") начинал путь в единоборствах с боевого самбо в уже легендарном клубе "Метелица", которое у него на пути сменило сначала традиционное, а затем и бразильское джиу-джитсу. Руководитель клуба "Партизан" и также обладатель пурпурного пояса Матвей Тарантул начал с еще одного "смешанного" варианта джиу-джитсу, а также армейского рукопашного боя и так называемого "рукопашного боя "Динамо". Игорь Бровиков (коричневый пояс, клуб "Танден") пришел к БЖЖ из айкидо, в котором он имеет четвертый дан. Алексей Харченко также успел пройти школу "Метелицы" и борцовской школы "Спарта", а также смешанные единоборства, при этом большую часть пути обучаясь практически самостоятельно.

В БЖЖ, впрочем, всех привели общие причины: это интерес к борьбе в партере. А дальше дело было за малым: контакты с уже существующими командами, первые пояса и полный переход в новую дисциплину.

Чемпионы-наставники

За условный отрезок в пять лет, прошедший с 2019 года, каждый клуб накопил массу достижений. Основная масса спортсменов в пределах края бьется в основном на уже упомянутых соревнованиях по традиционному джиу-джитсу в разделе "неваза", нередко заглядывая в еще один смежный вид спорта – грэпплинг, "универсальную" спортивную борьбу, правила которой также позволяют разгуляться джитсеру.

Более того, почти все тренеры остаются "играющими" и продолжают совмещать непосредственно тренерскую деятельность с выступлениями. Этому, кстати, способствует и весьма гибкое возрастное деление в официальных соревнованиях по БЖЖ. Однако нельзя не отметить: пока что, чтобы принять участие в них, спортсменам необходимо покидать родной регион и выезжать как минимум в Новосибирск.

Так, например, Игорь Бровиков в последние годы становился чемпионом турниров AJP TOUR и ACB WORLD, а также серебряным призером московского Gymnasium Cup. А спортивные достижения Андрея Киреева и Алексея Харченко перечислить и вовсе будет непросто: у каждого из них за плечами больше десяти лет выступлений на различных турнирах.

Новое поколение

Воспитанники всех клубов за пять лет также успели набить заметные победные серии.

"Сегодня у нас в команде тренируются победители и призеры Первенств СФО и России по джиу-джитсу и грэпплингу, победители и призеры всероссийских и международных турниров как по спортивному, так и по бразильскому джиу-джитсу, члены сборной команды Алтайского края по джиу-джитсу. И останавливаться на этом мы не намерены", – сообщает Матвей Тарантул.

А, например, в клубе "Вызов" есть настоящий спортсмен-флагман: юная Русалина Дерябина, к 16 годам ставшая членом сборной России по грэпплингу и победителем международных соревнований, а также бронзовым призером России по джиу-джитсу и обладателем синего пояса. Наличие "флагмана", впрочем, не означает, что другим представителям "Вызова" нечем похвастаться.

А вот, например, спортсмены Алексея Харченко начали свой путь совсем недавно, но также уже ни в чем не уступают конкурентам из краевой столицы. Тренируются они в ДЮСШ в селе Баево, на малой Родине Харченко.

"Я давно мечтал о том, чтобы вывезти детей на мировой уровень по борьбе. Парни уже борются на всероссийских соревнованиях и даже встречаются в финале(...)Год назад я вернулся из Москвы и начал заниматься с детьми. Сейчас уже плодотворно тренируемся и растем", – рассказывает тренер.

Всего же у Харченко в Баево занимается уже 50 ребят. Что, учитывая пока еще довольно скромные масштабы распространения джиу-джитсу на Алтае, весьма немало.

Все возрасты покорны

Чуть ранее в тексте уже отмечалась "демократичность" джиу-джитсу. Она заключается в достаточно невысоком пороге вхождения и, что еще более важно, наличии большого числа взрослых "любителей" и секций, ориентированных на тех, кто не ставит себе цели "выиграть все медали в мире". Впрочем, джиу-джитсу может многое предложить и тем, кто хочет соревноваться, и даже тем, чья спортивная карьера, на первый взгляд, позади.

"Есть выражение: джиу-джитсу – для всех. Им может заниматься любой человек, независимо от пола и возраста. Например, мы не так давно работали и продолжаем работать с мастером спорта СССР по вольной борьбе Русланом Хусаиновым. Он представитель команды Gracie Barra Новосибирск, и сейчас ему 58. Он и сейчас борется на соревнованиях по БЖЖ", – сообщил Андрей Киреев

В общем, адепты стиля уверены: что-то в нем может найти каждый.

"С моей точки зрения, это отличное боевое искусство, подходящее как для детей, так и для взрослых. И в нем можно найти как способ физического и духовного самосовершенствования, так и общение с интересными позитивными людьми", – Игорь Бровиков.

Разумеется, пригодится джиу-джитсу и тем, кто по какой-то причине желает научиться защищать себя. Как отмечает Матвей Тарантул, и здесь джиу-джитсу будет полезно: оно даст умение стоять на ногах при попытках "уронить", понимание, как самому бросить человека, удержать его или, наоборот, избавиться от нежелательных захватов. А, например, Алексей Харченко указал: борцовские навыки пригодились ему в период работы в охране.

Что, в общем-то, делает достаточно разнообразным и состав занимающихся: где-то, по словам тренеров, можно встретить представителей IT и других "интеллигентных сфер", а где-то и представителей силовых структур. Что зачастую обусловливает специфика конкретного зала.

Все еще впереди

Сейчас, несмотря на заметный "сдвиг", популярность спорта все еще оставляет желать лучшего в сравнении с другими дисциплинами. До западной части России популярности БЖЖ на Алтае также пока еще далеко. Причины этого представители джиу-джитсу видят довольно разные.

Так, например, Матвей Тарантул сетует на нехватку все той же медийности и раскрученности.

"Если тебя нет в медиа, если ты толком не знаешь, чем заинтересовать "среднего" обывателя, не мечтающего о покорении олимпийских вершин, то твоя узнаваемость и популярность будут на очень низком уровне", – подчеркнул Тарантул.

Алексей Харченко также указывает, что алтайским "бразильцам" пока не хватает хороших наставников: за знаниями нередко приходится ездить в соседний Новосибирск, который, как уже было сказано, для Алтайского края пока служит эдаким слегка вредным старшим братом. Однако алтайские спортсмены убеждены: так будет не всегда.

"Если в том же Новосибирске очень много черных поясов и чемпионов, то мы еще пока развиваемся. Но, я думаю, еще года два-три, и мы нисколько не будем отставать от соседей", – уверен уже Андрей Киреев.

Читать в полной версии ➔