Толк новости
Спорт |

Яна Кирпиченко: "От лыжных гонок в Алтайском крае осталось одно название"

На прошедшем чемпионате мира по лыжным видам спорта в Германии алтайская спортсменка добилась наивысшего успеха в своей карьере на данном этапе
Читать в полной версии ➔

Алтайская лыжница Яна Кирпиченко на недавно завершившемся чемпионате мира завоевала серебро в составе эстафетной четверки, вошла в десятку сильнейших в скиатлоне и могла превзойти этот успех в марафоне, если бы не два досадных падения. Специально для "Толка" спортсменка подвела итоги выступления в немецком Оберстдорфе, вспомнила о своих первых шагах на лыжах в Рубцовске и приоткрыла тайну своей личной жизни.

   Кошмарный вечер перед гонкой

– Яна, после серебряного успеха в эстафете на чемпионате мира вы неоднократно говорили, что еще не осознали, что произошло. Готовы прокомментировать сейчас, спустя несколько дней?

– Принципиально ничего не изменилось. Некоторое понимание пришло, но нет тех эмоций, которые мы ожидали. Возможно, это связано с тем, что мы переволновались накануне и очень боялись, что у нас может что-то не получиться. Потом все мысли переключились на следующую гонку. Готовились к "тридцатке".

В любом случае есть понимание, что не зря съездила на чемпионат мира и есть повод порадоваться.

– Как в целом оцениваете выступление на чемпионате мира для себя лично и для всей женской команды?

– Могу сказать только за себя. В начале сезона я и представить не могла такой исход событий. Все начиналось не очень успешно, особенно первый этап. Я очень рада итогом эстафетной гонки и тем, что в скиатлоне получилось заехать в топ-10.

– Какой момент на чемпионате был самым трудным?

– Ожидание эстафеты. После скиатлона прошло порядка четырех дней. До конца точно не понимала, побегу в эстафете или нет. Вечер накануне этой гонки – это вообще что-то кошмарное.

Сначала было общее собрание с тренерами. Нам рассказали, у кого какие обязанности на своих этапах. До конца не было понимания того, кто и в каком состоянии находится. Кто-то с гор недавно спустился. Кто-то больше времени провел на равнине. У каждой из нас была задача отработать свой этап и постараться сделать задел для следующей участницы.

Также мы собрались отдельно девочками,  чтобы немного отвлечься, это было очень важно. Поговорили буквально пару минут на другие темы, посмеялись.

  – Было ли какое-то моральное давление от того, что вам пришлось выступать на чемпионате мира без российского флага и гимна?

  – Это неприятный момент. Особенно это ощущается, когда стоишь на пьедестале и нет твоего флага. Не по себе было, когда нам приходилось заклеивать форму, тем более, что нашей вины в этой ситуации нет. В целом все болельщики прекрасно понимали, из какой мы страны.

   "На скорости попала в кашу"

– В марафоне на вашем результате напрямую отразились два падения. Вы говорили, что оба случились на одном и том же месте. Расскажите, как все произошло?

– Когда начинали гонку, трасса была достаточно жесткая. Потом ее начало растапливать. В некоторых солнечных местах образовалась каша, в том числе на этом спуске, а он сам по себе очень сложный. Именно на нем сломал руку Денис Спицов (известный российский лыжник, трехкратный призер Олимпийских игр 2018 года – прим. ред.). Когда ты летишь на скорости и попадаешь в эту кашу, где снега чуть не по колено, удержаться очень сложно. Тем более после подъема ноги закислены.

– В одном из падений вы головой ударились, но не сошли с дистанции. Сейчас все в порядке?

– Сначала мне казалось, что все обошлось, но теперь голова часто болит. Тем не менее, считаю, что мне повезло, я хотя бы ничего не сломала.

– Вы критично отзывались о своей горнолыжной подготовке. Как планируете улучшать этот компонент?

– Проблема в том, что у нас нет таких трасс. У нас длинные пологие спуски, где ты садишься и восстанавливаешься, а здесь на закисленных ногах нужно все проходить. Мы учимся этому уже непосредственно на этапах. При лучшей подготовке, возможно, и не случилось бы этих падений.

Через труд и слезы

– Наталья Непряева и Юлия Ступак не могли сдержать слез после  командного спринта от разочарования из-за досадного четвертого места. Как утешали девушек?

– Здесь важно не лезть сразу после гонки. Сначала девочки сами отошли, пережили случившееся. Вечером уже мы встретились, поговорили. Конечно, обидно, что был такой шанс, но все понимали, что это не последняя гонка.

– Непряева выступала в этой гонке после серьезной травмы, некоторые заранее сомневались в результате. Что говорили по этому поводу внутри команды?

– Мы с Натальей работаем вместе, у нас один тренер. И живем мы тоже вместе. Я каждый день наблюдала за тем, что происходило с Наташей, и видела, через какой труд и какие слезы она прошла, чтобы подойти к чемпионату мира. Ей гипс должны были снять гораздо позже, чем это произошло по факту. Я рада, что она не сломалась после такой травмы и решила продолжить сезон.  

"Мама надеялась, что мне надоест"

– Яна, часто говорят, что вы из Барнаула, но вы родились в Рубцовске и там делали свои первые шаги в лыжах. Как все начиналось?

 – Еще маленькой я увидела соревнования по легкой атлетике, и мне захотелось бегать. Мама отдала меня в лыжи, когда мне было шесть лет, в надежде, что я похожу пару недель и мне надоест.

– Надоест?!

– Мама сама занималась лыжами. У нее остался осадочек. Она прекрасно знала, что если у меня пойдет, то меня никогда не будет дома, а вся жизнь превратится в сплошные сборы и соревнования.

 – У кого занимались?

 – Мой первый тренер – Андрей Геннадьевич Астанин. Также меня тренировал Сергей Дмитриевич Мороз. К сожалению, его не стало в прошлом году.

В Барнаул я переехала, когда мне было 16 лет. Здесь я занималась у Артемия Владимировича Гельманова. Наверное, самое сложное время было, когда я стала задумываться, что важнее – спорт или образование. Иногда задумывалась: может, хватит уже заниматься лыжами. Но это непросто - все бросить, потратив на это всю свою жизнь.

   Проблемы лыжного спорта на Алтае

– Как оцениваете сегодняшнее положение дел в лыжном спорте в Алтайском крае? Какие у нас есть проблемы?

– Проблем очень много. Мне кажется, что от лыжных гонок на Алтае осталось одно название. Все труднее с детским спортом, в основном это коммерческие секции. При этом у нас нет нормальных лыжных трасс, нет современных лыжных баз.

Есть в Барнауле лыже-роллерная трасса. Но проблема в том, что ты приезжаешь летом, а там стрелковый клуб, и тебе дают час утром и час вечером, хотя у лыжников тренировки гораздо длиннее. Это очень неудобно.

Надеюсь, что ситуация изменится к лучшему. Обидно, что в регионе, где снег лежит столько времени и под боком Семинский перевал, такие проблемы.

Отлично, что в Барнауле есть "Трасса здоровья", но она служит для развития массового спорта. Готовиться на ней к стартам российского уровня проблематично. 

Всем кавалерам отбой 

– Какие планы на оставшуюся часть сезона и как намерены готовиться к олимпийскому году?

– Проведу дома несколько дней. Потом поеду в Тюмень готовиться к чемпионату России. Еще планирую поехать в Ханты-Мансийск на марафон. Что касается Олимпиады, нужно вложить все свои силы. Предстоит огромная работа. Прежде всего, нужно пройти отбор. Ожидаю, что конкуренция будет еще серьезнее, чем сейчас.

– Яна, прошедший чемпионат мира может пополнить число ваших поклонников. Есть ли шансы у кого-то?

– О личной жизни предпочитаю не говорить. Так живется легче. Если коротко – шансов нет (смеется). О личном пока совсем не думаю. Вся моя жизнь сейчас связана только со спортом.

Читать в полной версии ➔