700 детей в Алтайском крае учатся дома: плюсы и минусы семейного образования
Трагедии и перспективы школьного образования накануне обсудили эксперты на дискуссионном клубе "Точка зрения", который организовала Сибирская медиагруппа.
Это была встреча людей, которые по-разному относятся к современному школьному образованию, но точно неравнодушны к его проблемам. Некоторые, столкнувшись с ними, ужаснулись настолько, что поспешили предложить своим детям альтернативное обучение – перевели их на семейное образование.
"Представьте себе учебное заведение, заходит человек, проходит турникет, ему нужно войти в определенный класс. Фабрика! Я сына забрала з школы, потому что было 33 человека на 35 квадратных метров, то есть на ребенка меньше 1 квадратного метра в одном классе. Там просто невозможно ни дышать, ни бегать, ни двигаться, просто жить невозможно", – рассказала президент АКОО поддержки семейного образования Елена Степанова.
Но переполненные классы – не главная проблема, говорят другие участники. Куда важнее, по их мнению, качество школьного образования. Ученики и педагоги перегружены. Причем часто – больше формальными вещами.
"И в высшем, и в школьном образовании иногда содержится слишком большое число показателей, которые надо выполнять учителю, поэтому, вместо работы с детьми, учитель вынужден заниматься этими показателями", – сетует руководитель центра дополнительного математического образования Дмитрий Оскобин.
Формализм, бюрократическая нагрузка – большой недостаток традиционной системы образования, считают эксперты. А еще традиционную школу критикуют за то, что она не выносит альтернативного суждения.
"С чем у школы большие проблемы – это невосприятие критики, то есть, есть только одна точка зрения и она правильная, и разнообразие мира уходит. Есть и другой взгляд, и ребенок может его высказать", – отмечает мама школьника Жанна Михеенко.
В этом году на семейное образование перевели около 700 детей. Это на 4 сотни больше, чем в прошлом году. Тенденция очевидна. Но представители традиционной школы подчеркивают: такая альтернатива подходит далеко не всем.
"Семейная форма образования очень хороша там, где дети высокомотивированы и имеют поддержку родителей. Либо там, где есть определенные организационные проблемы. Например, спортсмены. Например, те, кто выезжают с родителями в командировку за границу, то есть разные варианты. Но говорить о массовом переходе на семейную форму обучения, я считаю, не правильно, и так не должно быть. У ребенка должна быть возможность социализации", – уверена директор МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №132 Ирина Борисенко.
Той же точки зрения придерживается и директор школы №52 Барнаула Татьяна Пономарева:
"Маленький человек в школе проживает не только уроки, это маленькая жизнь, где он влюбляется, где есть препоны и барьеры, социальные задачи, социальные роли. Он учится быть ответственным, приобретать лидерские качества, личностный рост, и всё это происходит в школе, поэтому говорить о том, что все переходите на семейное образование, наверное, преждевременно".
Несмотря на жаркую дискуссию, эксперты едины в одном: альтернативные формы обучения, наряду с классической, должны быть. И чем их больше – тем лучше. Ведь так можно учесть интересы и потребности разных детей.
Что касается традиционной школы, то ее основная трагедия – в том, что некоторое время назад "оптимизаторы от образования" убрали из системы самое важное – роль педагога, сказал председатель комитета по образованию АКЗС Александр Молотов.
"Фурсенко и иже с ним ввели в образование понятия "образовательные услуги", "государственное задание", "нормативно-подушевое финансирование" и убрали те функции, которые образование должно нести", – сказал он.
Тренды меняются, убеждены власти. И проблемы школьного образования постепенно начинают решать, в том числе и повышать престиж профессии учителя. Ведь без этого надеяться на улучшение качества образования, независимо от его формы, не придется.