В Барнауле многие хотят увидеть отреставрированный старый город
Через несколько лет краевая столица отметит юбилей – трехсотлетие. Многие жители и специалисты хотели бы к этому времени увидеть в Барнауле отреставрированный старый город.
О реставрации исторических улиц и зданий говорят уже не первый год, однако кроме Арбата, каких-то новых объектов по сути не появилось. Но и к этой пешеходной улице у специалистов есть вопросы.
Как в археологии, культурные слои краевой столицы сосредоточены в центре города. По данным сайта "Архитектурное наследие Барнаула", самые старинные сохранившиеся здесь сооружения – 18-го и 19-го веков. Их больше двух десятков. Рядом располагаются те, что чуть помоложе – начала 20 века.
Даже с растущими внутри деревьями старые здания привлекают внимание барнаульцев, ожидающих возрождения истории. Как правило, это по силам бизнесу. Но нужно ли это им? – Далеко не всегда. Ветхость, отсутствие парковок, многомиллионность лота – самые значимые причины .
"Само здание предлагается по символической цене, а земельный участок, где он располагается, предлагается по коммерческой стоимости. Стоило бы отказаться от выкупа земельного участка за большие деньги. Можно было бы этот земельный участок сдавать в аренду, наряду со зданием, а бизнес уже решит потом, выкупать его или не выкупать", – говорит председатель Алтайского союза предпринимателей Юрий Фриц.
Евгений Лишин, который возрождает торговый дом "Сухов" – скорее, исключение. Он в свое время так заинтересовался объектом, что быстро его купил. Спустя год здесь только завершили восстановление кирпичной кладки в одном из корпусов: каждый кирпич обрабатывали вручную. Здание попадает под охрану объекта культурного наследия.
"Те ограничения, которые наложены, они совпадают с моим желанием сделать. Мне нравится вид исторический красного кирпича", – говорит Лишин.
Требования, которые обязывают к кропотливой работе, тоже могут оттолкнуть потенциальных инвесторов. Проект охраны разработан на всю историческую часть города. Где-то речь идет обо всем фасаде, где-то о части, где-то об одной стене.
Якорь исторической части города – сереброплавильный завод. Но при таком раскладе и при таком подходе он может никогда и не преобразиться.
"Кто бы посчитал там. Мне кажется, даже сам Ракшин не знает, сколько будет стоить полная реставрацию этого здания. Боюсь, что там на миллиарды будет счет. Нужно же еще какую-то современную функцию дать, в порядок территорию привести", – говорит историк, краевед Данил Дегтярев.
А все потому, объясняют специалисты, что на таких объектах действует качественно другой подход. Саму экономику называют экономикой впечатлений. Да, получение прибыли здесь заложено, но начинается она не с денег.
"Люди с деньгами, которые появляются, им это не всегда интересно. Им начинают объяснять, как устроена творческая экономика в соответствии с обычной – они не понимают, откуда там деньги. Потому что для них это как воздух продавать", – отмечает вице-президент делового клуба "Наследие и экономика" Андрей Лисицкий. "Это коворкинги, дизайн-студии архитектурные – но и не только. Сувенирная продукция – то есть, это все, что связано, наверное, больше с творчеством и с тем, что будет больше востребовано туристами и любителями исторической части города", – говорит архитектор Александр Деринг.
Александр Деринг – один из авторов разработки концепции "Купеческого квартала". Это три улицы – Мало-тобольская, Льва Толстого, Ползунова от Социалистического до проспекта Ленина. По сути именно здесь cосредоточена большая часть исторических зданий. Деринг считает, что в этой части города должна появиться своя предпринимательская экосистема – про креативную экономику. В ней, кстати, задействуют не только прилавки и стены. В расчет идут здания, улочки, переулки, проходы во дворах, сами дворы – например, торгового дома "Сухов".
История про квартал – это история про работу всей площадки. Задействовать собираются всю территорию – внутренний дворик отлично подойдет для кафе, выступлений, арт-пространства, в конце концов.
"Это не производство строительных материалов и прочее, продажа отделочных материалов. Это тоже, конечно, сервис, это тоже какая-то продажа, но это совершенно другая экономика, основанная на цифровизации, во-первых, определенной степени. Это услуги творчества", – говорит Деринг.
Стоит посмотреть, чем наполнены наши исторические улицы, куда, по заверению властей, люди должны приезжать отдыхать, а туристы – знакомиться с городом.
Мало-Тобольская, Арбат. Здесь есть торговые дома, но продают в них одежду и шубы. Да, сейчас здесь достаточно общепита – рестораны, кафе. Но чуть дальше людям вновь предлагают купить одежду, обувь, армейскую продукцию.
На Льва Толстого поразнообразнее – велосипеды и лыжи, мир обоев, ковров и штор, юридический центр, электрика, фотоцентр, кондитерка. Так зачем сюда идти горожанам?
"Сначала появляются те, кого мы называем социокультурными проектировщиками, а не те, кто формирует бизнес-планы. Которые придумывают контент интересный про место и то, что привлечет. Вторым этапом – содержательная инфраструктура, которая может заработать деньги. И только третьим этапом можно уже бизнес-план писать",– добавляет Лисицкий.
И начинать нужно, по словам Лисицкого, с поиска местных культурно-символических ресурсов. Если они "зайдут" аудитории, квартал автоматически наполнится людьми и предпринимателями, готовыми вложиться в место.
"Потоки людей, возможность организовать высокую плотность на территории, множество функций. Потому что люди просто так не зайдут. Заходят потоки людей – это следствие. Вы должны создать что-то, куда пойдут люди. Это должно быть повседневной моделью их поведения. Это не должен быть музей истории города. В музей люди ходят раз в полгода", – отмечает директор АНО "Иркутские кварталы" Сергей Маяренков.
"Иркутские кварталы" – это специально созданная в городе зона исторической застройки, которую бизнес заполнил в считанные месяцы и увеличил прибыль в разрезе года. На это повлияли и правильное проектирование, и правильное наполнение и позиционирование. Так, например, можно разложить представление сереброплавильного завода.
"Какие современные смыслы он "генерит"? Там сидят некие креативные люди, которые про все? Или это, например, проект, куда вы привлекаете людей, которые работают с локальными брендами алтайского края? Или, грубо говоря, это проект про новые технологии, которыми были эти заводы в конце 18 – начале 19 века?", – говорит Лисицкий.
Но пока такого большого объекта у нас нет. А в существующих специалисты видят массу глупых недочетов, когда бизнес мыслит понятиями "кому надо – придет".
Туристический квартал спиной к покупателю. Так барнаульский маркетолог Светлана Решетникова отзывается о важной детали, о которой думаешь не в первую очередь – витрины. По ее словам, на улицах со старинными зданиями все еще много окон с решетками, окон с ДСП по ту сторону, окон с непонятными объявлениями. Они не приглашают зайти внутрь – нюанс, но очень определяющий.
Однако пока создается ощущение, что улочки для гостей преобразили, а наполнение оставили на волю предпринимателей, которые стремятся зарабатывать деньги через материальный продукт, не учитывая, что работа с историей – более тонкая работа.