Экскурсии и заводы. Есть ли перспективы у промышленного туризма в Алтайском крае
В России набирает популярность промышленный туризм. По словам экспертов, желающих узнать секреты производства и историю ныне действующих или уже давно заброшенных предприятий много. Есть ли у него перспективы в Алтайском крае?
Краевед Евгений Кучинев отметил, что сейчас интерес к историческим зданиям, в том числе тем, где когда-то кипела трудовая жизнь, только растет. Сам он неоднократно бывал и на "Спичке" и на территории дрожжевого завода.
При этом горожанин сожалеет, что промышленная история Барнаула с необычной архитектурой все чаще выглядит, как дрожжевой завод, окна которого разбиты, а фасад находится в плачевном состоянии.
Однако, по его словам, интерес людей от этого не уменьшается. Правда, чтобы провести экскурсию на территории предприятия придется сильно постараться, ведь здание под охраной.
Попасть на действующий завод "Ротор" тоже не так-то просто, но экскурсии на предприятии все же проводят, прежде всего для школьников. Часто под промышленным туризмом подразумевают и профориентационный.
"Такие предприятия, как мы – предприятия оборонно-промышленного комплекса, в какой-то степени должны быть открыты для промышленного туризма. Для нас он предполагает экскурсии и мероприятия, направленные на привлечение молодых специалистов", – объяснил гендиректор приборостроительного завода Максим Коновалов.
По данным министерства промышленности региона, для проведения экскурсий, как для учащихся, так и для официальных делегаций и бизнес-партнеров, открыто большинство промпредприятий региона: "Барнаултрансмаш", "Алтайвагон", завод механических прессов, "Меланжист Алтая", Новоалтайский маслосырзавод и многие другие.
Однако в управлении по развитию туризма уточнили, что целевой аудиторией таких экскурсий являются школьники, студенты, потенциальные инвесторы, журналисты и блогеры. Простому любителю промышленности попасть на эти предприятия вряд ли удастся.
"Возможно, можно проводить какие-то мастер-классы: нажать ту же кнопку, увидеть, как это все работает, сделать фото, видеоотчеты для себя, чтобы это было возможным. С этим сейчас довольно сложно. Если предприятие большое и действующее то, как правило, съемки ограничивают или запрещают", – предложил краевед Евгений Кучинев.
Но даже эти факторы не снижают интереса у потенциальных туристов. А вот предприятия нужно замотивировать распахивали свои двери.
"Очевидно, что основным мотивом для организации и развития промышленного туризма может служить дополнительная прибыль и возможность позиционировать деятельность предприятия, особенности технологий и выпускаемую продукцию на более широкую аудиторию", – заявили в пресс-службе Управления по развитию туризма и курортной деятельности региона.
Многим предприятиям для развития туризма, по словам ведомства, не хватает технических ресурсов, кадров и условий, чтобы при посещении заводов и фабрик людям было не только интересно, но и безопасно.
Однако в целом перспективы у промышленного туризма в регионе есть. Это, пожалуй, общее мнение как управления по туризму и министерства промышленности, так и краеведов. Ведь если есть спрос, значит, точно появится и предложение.