Эксперты Алтайского края рассказали, почему люди слепо доверяют блогерам
Им доверяют миллионы подписчиков, дарят свое внимание, лайки и деньги. Они учат людей управлять временем, распоряжаться финансами и правильно мечтать. Но следственный комитет России и налоговая напоминают, что не каждому из блогеров можно верить.
Тем не менее, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, среди пяти с половиной тысячи опрошенных из 40 регионов России — 53% верят словам блогеров, а 70% — хотя бы раз покупали товар из рекламы блогеров.
"Человек в потоке информации все равно хочет пообсуждать, он хочет найти эту правду, хочет посмотреть с разных сторон. Блогеры дают эту возможность", — поясняет кандидат социологических наук, и.о. заведующего кафедрой психологии и социологии управления Алтайского филиала РАНХиГС Ян Меженин.
Однако над "экспертностью" блогеров, которые вещают на абсолютно разные темы, задумались только 59% опрошенных, это следует из тех же данных ВЦИОМ. Эти респонденты отметили необходимость получения спецобразования для таких интернет-мыслителей.
"Если этот человек вчера был фитнес-блогером, позавчера был футблогером, а сегодня он говорит про личностный рост, то уже возникает вопрос. Нужно быть более критичным к информации, которую ты получаешь", — советует психолог Динара Маланова.
Более критична и часть блогеров, которая следит за качеством выдаваемой информации, даже если в подписчиках пара-тройка тысяч человек. Прежде чем вещать о правильном питании, блогер Самира провела годы в медицинском, получила диплом провизора, прошла переподготовку на нутрициолога и консультанта по осознанному питанию. Сейчас она продолжает доказывать свою экспертность.
"Безусловно, я чувствую ответственность, потому что понимаю, что многие подписчики не проверяют информацию от блогеров, которым доверяют. Я пользуюсь такими источниками, как клинические рекомендации, либо научными статьями от мировых ведущих доказательных институтов, чтобы быть уверенной, что я не никому не наврежу", — делится Самира.
О том, что отличает настоящего эксперта в сети от блогера, который продает воздух, нам рассказала психолог.
"Блогеры говорят, что они что-то знают и нам помогут. Это как пилюля такая волшебная. Сейчас я выпью, и мне полегчает. Эксперт так никогда не скажет. Он скажет в лучшем случае: "я помогу тебе найти свой собственный путь, я помогу тебе исцелить твои раны, я помогу тебе найти твои смыслы". Но это же работа. Люди не хотят копаться в себе и испытывать боль. Поэтому они покупают марафон, кайфуют. Там всегда задорно, там всегда про успешный успех, про радость, про красоту. Но эффекта не будет", — консультирует Динара Маланова.
При этом ниша блогосферы продолжает вовлекать и тех, кто сидит по ту сторону экрана: 58% опрошенных и сами хотели бы заниматься блогингом.
Любовь Климочкина ведет соцсети не так давно, к контенту подходит серьезно – только настоящий спорт. Девушка занимается легкой атлетикой и рассказывает, как проводить тренировки и подбирать удобную форму. Добавляет, ей даже удается популяризировать спорт в массы, подписчики выходят на пробежки.
"Я почувствовала, что людям интересно. Очень мало блогеров-спортсменов, которые занимаются спортом и дают информацию не про фитнес и похудение, а именно про спорт. И людям это прям очень откликалось. Я стараюсь не советовать то, в чем я не могу быть на 100% уверенна, и очень аккуратно я стараюсь обходить медицинские темы", — рассказывает Любовь Климочкина.
Есть хорошие блогеры, отмечает Ян Меженин, они помогут сократить время входа в какую-то тему, ближе с ней познакомиться. Но не стоит принимать решение относительно своей жизни только на основании слов блогеров.