Будущее полей. Посевная кампания в Алтайском крае проходит непросто
Посевная кампания выходит на финишную прямую. 85% площадей в Алтайском крае уже засеяны: кукурузой, сахарной свеклой, подсолнечником и многими другими культурами. Отдельные хозяйства, сейчас досеивают гречиху. По заявлениям властей, проблем с семенами у фермеров в этом году не было.
Однако небольшая задержка, как сообщили некоторые аграрии, была. По их словам, импортные семена свеклы из-за санкций пришли с опозданием на целый месяц. Это никак не сказалось на посевной, но аграрии успели понервничать.
Далее в регион пришла аномальная жара. В крестьянско-фермерском хозяйстве Анатолия Иванова уже больше месяца не могут спать спокойно, в Косихинском районе 40 дней не было дождей.
"Изначально урожай оценивался в 60 центнеров, сегодня он упал уже до 40. Я думаю, еще неделя такой погоды, и урожай будет уже 30 центнеров", – делится главный агроном крестьянско-фермерского хозяйства Сергей Путинцев.
В прошлому году получили более 130 млн тонн продукции сельского хозяйства по растениеводству, отмечает первый заместитель главы администрации Косихинского района Сергей Старухин. Несколько лет назад впервые получили больше 100, побили рекорд района, это было нормой.
"Последнее годы у нас было рекордное производство пшеницы и зерновых культур. Масличные культуры последние два года рекордные. Если смотреть по погодным условиям, таких рекордов мы, наверное, не должны были ожидать. Техническое перевооружение позволяет в достаточно сложных климатических условиях получать большие результаты", – отмечает министр сельского хозяйства Алтайского края Сергей Межин.
Хороший урожай, безусловно, нужен. Но когда его много, а потребности внутреннего рынка не бесконечны, получается обратный эффект. Так рекордный урожай пшеницы в 2022 году привел к обвалу цен на продукцию: за килограмм пшеницы сейчас предлагают 10,5 рублей, а это себестоимость.
"Наша царица культур – пшеница. Ее незаслуженно опустили по ценам. Связано это с реализацией на внешний рынок, внутри нам столько не надо. Значит, надо, может, уменьшить площади, наладить сбыт в другие страны", – рассказывает фермер Александр Степанов.
Но экспортный сбыт наладить непросто. Сельхозпроизводители ломают голову, что делать с пшеницей, параллельно высматривают варианты сбыта некогда прибыльного рапса.
"Мы посеяли площадь рапса. И не знаем, откроется экспорт или не откроется. Если экспорт не откроется, то цены опускают до таких пределов, что этой культурой становится не выгодно заниматься. То же самое с пшеницей: экспорт ограничивают пошлинами, культура становится нерентабельной", – подчеркивает главный агроном крестьянско-фермерского хозяйства Сергей Путинцев.
Поиском новых рынков сбыта сейчас занимаются власти. В перспективе продавать нашу продукцию могут в Азию, но в такой рынок еще нужно зайти.
По словам министра сельского хозяйства Алтайского края, на модернизацию отрасли направлено почти 22 млрд рублей, это только на покупку машинного оборудования. А за последние пять лет аграрная сфера получила 60 млрд на приобретение машин и оборудования. В четыре раза вырос размер зерновых субсидий. Все это должно помочь перевооружению.
По статистике аграриев, жить на селе остается один из 50. Люди уезжают из-за слабо развитой инфраструктуры. Поэтому большие надежды сельхозпроизводители возлагают на идею качественного благоустройство населенных пунктов: строительства дорог, домов культуры, магазинов. По их мнению, такие меры вернут интерес молодого поколения к земле и ее плодам. А у аграрной сферы появятся молодые кадры и будущее.