Хватит не всем? Треть районов Алтайского края может остаться без бензина
Роснефть, Газпром, ЛУКойл – крупные игроки рынка. На их заправках проблему дефицита топлива барнаульские водители не наблюдают. Если и возникали какие-то перебои с горючим, то в исключительных случаях.
А вот частные АЗС до конца октября, прогнозируют эксперты отрасли, точно останутся без бензина. И тогда почти треть районов, где есть только такие заправки, ощутят тотальный дефицит. Всего таких муниципалитетов – 26.
"Бензин купить нельзя ни по какой цене. Его просто нет. Из-за того, что был провал на бирже и все топливо уезжало на экспорт. Внутренний рынок просто оголили. Как я уже сказал, сбыты нефтяных компаний отпускают топливо только для своих АЗС", – отметил вице-президент Российского топливного союза Юрий Матвейко.
Уже сегодня, говорит Матвейко, частным АЗС Сибири топлива почти не достается. И такая ситуация началась более месяца назад. Предприниматели стали выкручиваться кто как может. К примеру, перекупали розничный бензин.
"На одном тягаче седельном у меня машина заезжала на роснефтевскую заправку. По топливной карте заливали. Когда по тонне, когда по полтонны. И ехал бензовозом сливался. Так я за сутки мог 10 тонн навозить", – рассказал владелец сети АЗС Андрей Загарин.
Сейчас, говорят эксперты, частные АЗС держатся на остатках топлива, закупленного ранее. Им предстоит выстоять до конца октября. Именно тогда должны прийти первые вагоны с горючим, закупленные на бирже после отмены экспорта. И это еще не самый плохой расклад.
В Новосибирске уже сейчас несколько заправочных сетей перестали продавать АИ-95 и дизель.
"В Новосибирске была ситуация немного другая. И у этих сетей, которые по дорогой цене бензин продавали. Но закупали они гораздо меньше, чем продавали. Потому что все понимали, что оптовая цена вот-вот упадет. И можно будет купить дешевле. Я думаю, они свои остатки неподрасчитали под реальный сбыт", – подчеркнул Андрей Загарин.
По данным наших источников, топливные компании уже установили цену на оптовую продажу горючего и в ближайшие пару дней начнут продавать его частникам. Это может стать спасением для тех, кто рискует не дотянуть до конца октября.
"С 2011 года ситуация не меняется. Каждое лето рынок в таком состоянии. Топливо уезжает. У нефтяников все хорошо. Они зарабатывают. Частные АЗС работают, как мы с вами видим. Ровно так же получают нестабильную ситуацию наши сельхозтоваропроизводители. Наверное, мы не можем говорить, что это сговор. Но то, что нефтяные компании серьезные объемы поставляли за пределы Российской Федерации, на мой взгляд, это недоработка регуляторов, Минэнерго", – подметил Юрий Матвейко.
Вопросы экспорта и обеспеченность внутреннего рынка горючим планируют поднять на заседании Совета директоров Российского топливного союза. Оно пройдет 19 октября в Санкт-Петербурге с участием всех регуляторов рынка, в том числе антимонопольной службы и Минэнерго. Мы будем следить за развитием ситуации.