Рост цен и параллельный импорт: как меняется авторынок в России
Цены на автомобили последние несколько лет растут с рекордной скоростью. Стоимость новой отечественной машины может достигать 3 млн рублей, импортной китайского бренда – 5 млн.
Прайс неприлично завышен и уже сравнялся с ценами на квартиры в Барнауле.
Еще несколько лет назад пятилетнего Duster можно было купить за 600 тысяч рублей – сегодня же цена выросла в два, а то и в три раза. Так, на одной из популярных платформ по продаже машин цена пятилетнего кроссовера превышает 1,5 млн рублей.
Автоэксперты на встрече "Время трендов", организованной Сибирской медиагруппой, подтверждают: на авторынке царит хаос и бардак.
"Наблюдается некий хаос, я бы так сказал. Даже в нашей любимой вторичке. Все видят, куда уже цены улетели. Невероятные какие-то цифры. Машина, которая стоила 900 тысяч, мы ее могли себе позволить купить, почему-то сейчас уже полтора. Такая вот картина непонятная", – говорит директор "Сибирь-Авто" Олег Кадников.
Непростая картина и на рынке авто с пробегом. Непонятная и с новыми авто – европейские, американские, японские бренды ушли из России из-за санкций, зашли китайские – и захватили половину отечественного рынка.
"Если сравнивать отечественной автопром и китайский, я бы отдал предпочтение китайскому. Наши отечественные автомобили по сей момент построены на технологиях 80-х годов. С тех пор ничего конструктивно не менялось, кроме какой-то электроники, поэтому я думаю проигрывают на две головы", – говорит автоэксперт Антон Канцеров.
Только в прошлом году китайцы продали россиянам больше 500 тысяч машин, в этом планируют выйти на показатель в 1 млн 200 тысяч. Планы грандиозные и, видимо, обоснованные: китайскому автопрому, в отличие от российского, есть что предложить автолюбителям.
"Перед вами машина китайского производства и отечественного. Плюсы есть и у той, и у той: у российской машины привлекательная цена, если она выйдет из строя, проблем с ремонтом не возникнет – запчасти имеются. Из плюсов, пожалуй, все. Что касается китайского автомобиля – то он, конечно, существенно дороже, зато наиболее технологичен: у него есть круиз контроль, система мониторинга слепых зон, распознавания дорожных знаков и множество другой начинки", – говорит
Купить иномарку, в том числе ласточку из Поднебесной, можно двумя способами: через дилера по более высокой цене и по параллельному импорту по более низкой.
"Появляется лазейка ввоза. Под красивым названием параллельный импорт, который, я бы сейчас назвала, просто неофициальный серый ввоз. Всё совсем не так, государство приоткрыло занавес, и все кто у нас пёк булочки, занимался производством, штопал штанишки и занимался прочим бизнесом – внезапно стали бизнесменами и потащили серым импортом автомобили, разными способами, не желая платить налоги-сборы и прочие ввозные санкции, которые существуют", – говорит директор компании "Альбион-Моторс" Елена Марисина.
При этом – каждый продавец авто пользуется дорогами общего пользования, социальными объектами – тем, что появляется и поддерживается за счет налогов.
"По статистике электрички гибриды в Алтайском крае встали на учёт только в январе порядка пятидесяти автомобилей. Неофициально ввезенные …. Это достаточно приличная цифра для Алтайского края и я вам так скажу, что эти автомобили на сегодняшний день единицы кто может обслуживать и привозить запчасти, когда будут поломки все эти многочисленные продавцы будут улыбаться и уходить в тень", – добавила Марисина.
Продавцы, в свою очередь, предупреждают об отсутствии гарантии на машины, привезённые по параллельному импорту – но для покупателей это не аргумент.
"Когда человек покупает машину, он хочет сэкономить. Ломается такая машина, человек начинает бегать – там не принимают, там и так далее", – говорит гендиректор автоцентра M.A.R.S. Станислав Костенко.
Но 1 апреля "серый" ввоз уедет в закат. По поручению премьер-министра России Михаила Мишустина, меняются правила ввоза автомобилей по параллельному импорту. Завозить авто сейчас намного дешевле через страны Евразийского Экономического Союза, а не на прямую. Получается, что деньги идут мимо российского бюджета. Предполагается, что с 1 апреля при ввозе автомобиля в Россию будет доначисляться разница в размере таможенного сбора. А это значит, что ввозить и продавать машины по меньшей стоимости уже не получится.
"Это попытка защитить рынок, сформировать цивилизованный рынок, чтобы машины продавались через дилеров. Но мы живем в России, где наличие жестких законов подразумевает необязательное их исполнение: как везли "серяк", так и будут везти" – добавил автоблогер Александр Михельсон.
Если лазейку, параллельный импорт, все же закроют – автолюбители затянут пояса и автопродажи еще сильнее упадут. Уже сейчас люди отказываются покупать машины в автосалонах по цене однокомнатной квартиры, и вряд ли скидки и акции сыграют ключевую роль в ситуации, когда у людей на счету каждый рубль.