В Барнауле психологи рассказали, как помочь бойцу СВО адаптироваться в мирной жизни
В Барнауле прошла встреча психологической поддержки для участников специальной военной операции и их близких. Тема – посттравматический синдром, с которым сталкиваются люди, пережившие природные катастрофы, серьезные аварии и военные конфликты. Как вести себя мирным жителям, если их родственник вернулся из зоны боевых действий, чтобы он скорее адаптировался к мирной жизни?
"Меня к этому подтолкнул супруг. Он сказал: "Света, об этом нужно говорить. Света, об этом НУЖНО говорить. Пожалуйста, встречайся с матерями, встречайся с женами, пожалуйста". Потому что, когда бойцы уходят в отпуск, а потом возвращаются, они утрачивают боеспособность. Не потому, что с ними что-то не так, а потому, что родные ведут себя в корне неверно", – объясняет клинический психолог Светлана Зонова.
О посттравматическом синдроме, который может перейти в расстройство личности ПТСР, в Фонде защитников Отечества рассказывает клинический психолог и супруга одного из мобилизованных бойцов. По ее словам, сильнейший страх, ощущение своей беспомощности и желание обороняться – нормальная реакция на ненормальную ситуацию.
"Нормальные люди" идут по горам, по тропам: "Ай, смотри, какая красота!", а он ищет растяжки или огневые позиции. И поэтому он говорит: "Я не поеду в Горный". Если он был на Северном Кавказе в Чечне. Он ненавидит горы. И не надо его туда тащить", – предупреждает психолог.
Вернуться в мирное русло – непросто. Тем более бойцу в отпуске, который ждет возвращения "за ленточку". А членам семьи приходится заново искать к нему подход. Психологи рекомендуют бойцам здесь, дома, не употреблять алкоголь, а его родным – лучше не разбирать походную сумку бойца. Фразу "Я тебя понимаю" лучше совсем не использовать.
"Я пробую относиться так же, как я раньше к нему относилась, единственное – не спрашиваю, что там происходит; если у него есть желание – он что-то говорит. Не затрагиваю эти темы, чтобы не нанести травму", – делится своим опытом участница семинара – супруга бойца СВО Наталья.
"Если у тебя в руках автомат или у тебя есть оружие, у тебя есть иллюзия контроля или возможность как-то реагировать, что-то предпринимать. Когда у тебя дети, сидящие в подвале, у которых нет электричества, воды и нет еды, тебе нечем их кормить и ты не можешь выйти на поверхность, потому что ты находишься в зоне обстрелов, – это травмирует гораздо больше, чем наших ребят-военнослужащих", – сравнивает Светлана Зонова.
Психологи уверены: последствия пережитых событий, как ни крути, останутся на всю жизнь. Но с этим можно и нужно работать. Кстати, участие в семинаре бесплатное. Информацию о месте и времени проведения следующих встреч организаторы размещают в своих социальных сетях.