"Все к столу!": почему кумандинцы называют себя "люди-лебеди"
Нам очень повезло: мы попали на один из главных праздников кумандинцев – Коча-кан. Изначально это был чисто мужской праздник с эротическим подтекстом. Девушек и женщин перед этим мероприятием прятали. Потому что, даже если замужняя девушка приходила на праздник, ее могли женить на себе без ее воли.
Считается, что Коча-кан – это дух, который спускается с неба к людям, когда они собирают урожай. Своим посохом Коча-кан освящает дома, еду. Обещает приплод животных. Награждает людей браками, детьми.
Со второй половины прошлого века в празднике Коча-кан многое меняется. И женщин уже на празднике больше, чем мужчин. И Коча-кан, хоть и тот еще жеребец, уже никого ни с кем не сводит.
Кумандинцы – тюркский народ Южной Сибири. Они проживали на территории Алтая еще до начала освоения этой территории русскими. В основном кумандинцы занимались охотой на крупного и пушного зверя, сеяли ячмень, разводили домашний скот. Все это помогало выживать в суровых природных условиях.
В Алтайском крае кумандинцы живут вдоль реки Бии — в Бийском, Красногорском и Солтонском районах. А за пределами нашего региона их можно встретить в Кемеровской области и в Республике Алтай, например, в Турочакском районе.
Бия – священная река для кумандинцев. Согласно легендам и песням, которые передаются из поколения в поколение, кумандинцы верят, что они являются потомками лебедя, своего предка.
Вся жизнь кумандинцев раньше была пронизана анимистическими представлениями, то есть люди верили в духов и считали, что именно от духов зависел успех охоты, урожая. Как пишут историки, вплоть до пятидесятых годов прошлого века у кумандинцев ещё сохранялся обряд жертвоприношения лошади "Тайэлга". Надо сказать, что это достаточно жестокий обряд. Сегодня же большинство кумандинцев – православные.
Если вы окажетесь в компании кумандинцев, скорее всего, вас угостят пловом из косули или, например, лапшой тутпаш – похоже на наваристый бульон с кусочками теста. Для тех, кто готов к кумандинской экзотике, – колбаса из внутренностей домашних животных.
В рамках программы мы приготовили кашу и чай из талкана – это тоже традиционные блюда кумандинцев. Встречается также у алтайцев, казахов, узбеков и не только.
"Делают его издревле. Еще готовили наши прабабушки. Наши деды ходили раньше на охоту и брали с собой талкан, потому что он легкий и быстро готовился", – рассказывает Галина Тарасова.
Проходят столетия, а они все так же охотятся, ловят рыбу, собирают ягоды и орехи. И все так же вдоль реки Бии можно услышать кумандинскую речь: люди-лебеди, дети гор всё так же живут на своей земле, и все так же раз в год с небес к ним спускается Коча-кан, чтобы жизнь продолжалась и дальше.
"Сто лет назад также говорили, что кумандинцы вымирающие, что их очень мало. Но прошло сто лет: кумандинцы есть. Пока живы традиции и язык, народ будет жить", – поделился председатель Алтайской региональной общественной организации "Объединение кумандинцев Алтая" Виталий Тебереков.
В этом выпуске мы видели Коча-кана, стреляли из лука, попробовали талкан, местную лапшу, плов из косули, прониклись душевной атмосферой праздника и узнали, что, возможно, мир – это гигантское яйцо, снесённое в море лебедем. Заключение: кумандинцы – это уникальный народ.
Проект "Все к столу!" реализуется с использованием гранта Губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.