Толк новости
Телеканал |

Сердце, отданное детям: легенда алтайской хирургии Юрий Тен о Родине, работе и семье

Всю сознательную жизнь Юрий Тен живет в Алтайском крае. Это место стало его второй Родиной, откуда он уже не хочет уезжать даже на время отпуска
Читать в полной версии ➔

Алтайский край – место, которое объединяет огромное количество людей разных профессий и национальностей. Здесь переплетаются культуры, традиции и создается удивительная мозаика жизни, где всегда есть место дружбе, долгу, взаимопомощи и неоценимому вкладу в развитие и региона, и нашей страны в целом.

Редакция "Толка" открывает проект "Наши люди", и первым его героем является доктор медицинских наук, главный внештатный детский хирург Алтайского края и легендарная личность в области здравоохранения Юрий Тен. За полвека известный врач провел более 10 тысяч операций, благодаря которым спасал жизни детей. По национальности он – кореец, но родился и вырос в Советском Союзе. Уже больше 50 лет Юрий Васильевич посвящает свою жизнь медицине и живет в Барнауле. О том, что такое Родина и призвание врача, – в материале "Толка" и проекте "Наши люди".

Медиахолдинг "Сибирская медиагруппа", сетевое издание "Толк" и телеканал "Толк" при поддержке Института развития интернета запускают мультимедийный проект "Наши люди". Он расскажет о выдающихся представителях разных национальностей, проживающих в Алтайском крае. Через их личные истории, профессиональные достижения и культурные традиции проект раскроет ценности многонационального общества региона.

"Важно быть трудолюбивым"

Первые корейцы на Алтае, согласно архивным данным, появились на стыке XIX и XX столетий. В начале 1920-х годов численность корейского населения в Алтайской губернии была незначительной: официально всего семь человек проживало в Барнауле, двенадцать – в Рубцовске, восемь – в Бийске. Однако фактически их было больше.

Значительный рост числа корейцев начался после завершения Гражданской войны в России. В межвоенный период Барнаул стал важным центром внутренней миграции корейцев внутри России. Здесь они работали на крупных промышленных объектах города, таких как меланжевый комбинат, лесозавод, судоремонтный завод и другие предприятия города.

В послевоенное время численность корейского сообщества увеличилась благодаря прибытию сюда специальных и обычных переселенцев. К началу XXI века численность алтайской общины корейцев достигла примерно полторы тысячи человек. Сегодня представители этого народа заметны во всех сферах общественной жизни Алтайского края, в том числе и медицине.

Хирург Юрий Васильевич Тен родился в Ташкентской области Узбекской ССР. Когда маленькому Юре был всего месяц, всю семью переселили на Сахалин.

Он – пятый ребенок в семье из семерых: четырех братьев и трех сестер. Мама – домохозяйка, а отец – учитель, который воспитывал своих детей по обычаям корейцев. Даже разговаривал с ними дома на корейском языке.

"Для этого народа важно работать и быть трудолюбивым. Отец все время говорил, что нам необходимо учиться, и вот такую фразу: "Детям надо давать не рыбу, а удочку, чтобы они потом сами умели ее ловить"", – вспоминает врач.

До 18 лет Юрий Васильевич прожил на Сахалине, и это место стало его Родиной. Там он полюбил футбол и лыжи, а также его всегда притягивала невероятная природа.

"Нас там было много корейцев, жили в селе Тайхата – это "солнечная страна" по-японски. Отец послал нас в русскую школу, где все учителя были приезжие из Москвы. Приходилось много общаться с русскими ребятами, поэтому я, наверное, говорить научился неплохо. Те, кто учился в корейской школе, ездили в российские вузы, но практически никто не поступал из-за диктанта. Плохо знали язык. А те, кому все же удавалось поступить, потом не могли устроиться на работу из-за отсутствия паспортов. Такие зеленые книжечки давали в то время. Но я паспорт получил, родители об этом позаботились", – делится он.

Мальчик хорошо учился, увлекался математикой и даже выигрывал олимпиаду по этому профилю. По его словам, учителя советовали ему поступать в новосибирский физмат, но у него были совсем другие планы.

"Случайного ничего нет"

После школы Юрий Тен решил поехать в Томск, где учились его братья. Подал документы, но внутри чувствовал, что это не тот путь. Однажды за ним приехал другой старший брат, который уже обосновался в Барнауле, и забрал с собой.

"Я раньше думал, что это элемент случайности, но теперь пожил и понимаю, что случайного ничего нет", – говорит он.

Приехав в краевую столицу, Юрий Васильевич сначала хотел подавать документы в политехнический вуз на факультет автоматики и вычислительной техники, но потом изменил вектор:

"Как-то к нам приехал второй брат, который часто болел тонзиллитом и мучился с горлом. И он как-то вскользь сказал, что надо бы мне идти в медицинский. Как потом оказалось, в шутку. А я взял и пошел".

В приемную комиссию Алтайского государственного медицинского университета он пришел в последний день. Документы у абитуриентов тогда принимал ректор и известный профессор Виталий Крюков:

"Он подозвал меня и спросил, откуда я приехал и зачем. Сказал, что хочу в мединститут поступить. А он мне: "Да ты варяг, все равно же ты уйдешь, иди отсюда!" Вот, честно скажу. А я пришел с братом, который был юристом, он объяснил, что они не имеют права мне отказать. Я же в свою очередь пообещал Крюкову, что останусь работать в Алтайском крае после окончания института".

Так и случилось. Вуз Юрий Васильевич окончил с отличием, а диплом на церемонии ему вручал сам ректор. Профессор пожал ему руку и сказал: "Ты уж извини, ты знаешь за что. Спасибо, что хорошо учился, молодец!"

"Для меня слово имеет большое значение: если я пообещал, то так и сделаю. Поэтому, когда я учился в аспирантуре в Москве и меня хотели там оставить, я все равно вернулся работать на Алтай", – поделился он.

"Все случаи сложные"

В детскую хирургию Юрий Васильевич попал по воле случая. Знакомый брата посоветовал ему это направление, так как в тот момент оно было достаточно новым и перспективным, где многого можно добиться.

Одновременно на эту кафедру подали заявления 46 человек, тогда еще студент Юрий Тен переживал, что может не пройти. Однако его взяли, но последним. Признается, что этому поспособствовала одна из преподавателей.

Первой его операцией было удаление аппендицита. Ее он помнит как вчера. Тогда начинающий хирург очень переживал, но успешно со всем справился. Сейчас на его счету более 10 тысяч операций разной сложности, хотя, как говорит Юрий Васильевич, простых не бывает.

"Все случаи в практике всегда сложные. Даже там, где не ожидаешь, они могут быть такими. Иногда как закровит, и не знаешь, что делать. Но все равно побеждаешь кровотечение. Кстати, это самое страшное в хирургии, здесь у нас нет времени на размышления. Главное – не сдаваться и делать все, как надо, чтобы потом у пациента не было никаких осложнений", – отмечает врач.

Сейчас за плечами 50 лет практики в Краевой клинической детской больнице, но Юрий Васильевич продолжает оперировать и каждый раз перед операционной испытывает одни и те же эмоции:

"Конечно, ты всегда волнуешься, особенно когда серьезная операция. А вот когда зайдешь в операционную и намоешься, то сразу успокаиваешься. Это на самом деле так".

Были в практике хирурга и совершенно уникальные операции – как для региона, так и для всего мира. Однажды он удалил у годовалого ребенка с перикарды опухоль внушительного размера – тератому. Этим случаем, по словам доктора, заинтересовались даже СМИ из Испании и Германии.

Еще одна уникальная операция – разделение сиамских близнецов. В то время подобных примеров успешного разделения детей было меньше десяти во всем мире.

"Вот это тоже запоминающаяся была операция. Мы делали ее вместе с профессором Владимиром Кожевниковым и другими опытными хирургами. В итоге она продлилась около двух часов. У девочек было сращение в районе живота и грудины, общие печень и мечевидный отросток. Это, конечно, не история про Зиту и Гиту, у нас операция была проще, но после этого меня даже к себе на передачу звал Малахов, а я не поехал", – делится доктор.

Юрий Васильевич отмечает, быть хирургом – сложно, но не из-за больных, а из-за бумажных обязательств:

"Сама работа приносит мне удовольствие, особенно когда кому-то становится хорошо. Не зря говорят, что самая высшая награда для врача – это когда больной уходит здоровый. Иногда даже можно не говорить спасибо. Этого уже достаточно, я честно скажу".

"Родина – это место, где твоя судьба"

Сейчас Юрий Васильевич пришел к мысли, что медицина – это его призвание:

"Я хоть и попал сюда довольно случайно, но не все так случайно. Так и мама говорила мне: "Наверное, кто-то сказал, что надо быть хирургом"".

Его сын Константин решил продолжить дело своего отца и тоже стал хирургом. Как отмечает Юрий Васильевич, очень хорошим:

"Он, кстати, не хотел быть врачом. А потом что-то поменялось, вдохновился, даже внедрил в нашу больницу эндовидеохирургию. Я горжусь им! Хорошим хирургом стал!"

Дочка тоже стала врачом, правда, не таким, как папа, она работает на УЗИ. Ее успехи очень радуют родителей.

"Я раньше как-то не очень благоприятно относился к династиям. Но, с другой стороны, отцу легче передать сыну знания – постоянные разговоры, помощь с книжками, советами, обмен опытом. Я его на операции водил в первое время, учил, чтобы не ошибался и все правильно делал", – делится хирург.

Кстати, женился Юрий Васильевич на русской девушке, с которой познакомился в институте. Она тоже врач, пара вместе училась на одном курсе.

"Меня все спрашивали, почему на кореянке не женился. А я считаю, что в мире у каждого есть своя половинка, которую ты должен найти. Я очень доволен и считаю, что моя жена – действительно моя вторая половина. Она меня понимает", – делится хирург.

Алтай мужчина считает своей второй Родиной, даже отдыхает в отпуске теперь только здесь, хотя раньше любил путешествовать по всей России:

"Сначала я все же хотел вернуться обратно на Сахалин, потому что там уровень хирургии другой. Но в Барнауле я чувствую себя дома. Здесь мне все нравится, он преображается и становится очень красивым".

Его даже однажды приглашали работать в Атланту, но он все равно остался верен своему слову и не оставил уже ставший родным Барнаул.

"Родина – это место, где твоя судьба, работа, жизнь, дети и предки. У меня на нашем кладбище уже похоронена вся ближняя родня. Это тоже ведь связывает как-то. Считаю, что у каждого человека на Земле есть своя миссия. Я выполняю свою и поэтому вполне удовлетворен жизнью", – уверенно говорит легендарный врач.

Читать в полной версии ➔