Первый национальный парк "Салаир" появится на Алтае осенью 2020 года
Меньше чем через месяц в Алтайском крае должен появиться первый национальный парк – "Салаир". Так он теперь называется. Рабочее название парка до оформления документов было "Тогул". По просьбе населения название изменили. Ожидается, что соответствующее постановление правительство РФ опубликует 1 октября.
Накануне этого события депутат Госдумы РФ Александр Прокопьев предложил встретиться в Тогуле с главами районов, на территории которых расположится особо охраняемая природная территория, чтобы еще раз обсудить вместе с минприроды Алтайского края, готова ли территория и, главное, люди к появлению нацпарка.
Для будущего нацпарка в мини-питомнике при Тогульской средней школе уже вырастили сеянцы кедра, им всего несколько месяцев. Директор школы Ольга Шнайдер говорит, что нянчились с саженцами, как с детьми.
На территории будущего нацпарка еще недавно хозяйничали золотодобытчики и повредили уникальный кедровый лог. Его и предстоит восстановить. Депутат Госдумы Александр Прокопьев, посетивший школу, отметил: нацпарка еще нет даже на бумаге, а саженцы для возрождения утраченного леса уже есть:
"Чтобы саженцев было больше, необходимо расширять питомник, поэтому я сегодня подарил школьному лесничеству мотоблок. Уверен, что он пригодится и будет полезен в этом замечательном, большом, интересном деле".
Вырубить деревья – просто, гораздо сложнее вырастить. И, как выяснилось, еще сложнее соединить интересы защитников природы и людей, живущих и работающих на территории, отведенной под национальный парк.
Главы районов – Ельцовского, Тогульского, Заринского – подтвердили, что на первых этапах, два года назад, идея нацпарка вызвала отторжение значительной части населения. Ведь особо охраняемая природная территория – это всегда запрет на хозяйственную деятельность.
Алексей Грибков – эколог, общественник – одним из первых настаивал на создании нацпарка, чтобы сохранить черневую тайгу Салаирского кряжа. И он же прекрасно понимает: на этой земле испокон веков живут люди, для которых лес – источник заработка, пропитания. В итоге под его руководством был создан план зонирования территории, который прописывает, где можно вести хоздеятельность, а где нет. Учитывались, заверил он, даже мельчайшие нюансы.
"Там живут староверы. Вне населенных пунктов они живут поколениями, и, чтобы не создать им проблем, это зонирование очень важно", – привел пример Грибков.
Главы районов подтвердили: зонирование в целом устроило всех. Но окончательное решение, как пройдут границы нацпарка, остается за федеральным Министерством природных ресурсов. А там могут решить по-своему. И вот тут, отметил Грибков, нужна помощь:
"Из Москвы не видно, где у нас тут пасеки, где у нас люди собирают черемшу или орех. А мы здесь знаем это. И в первую очередь органы местного самоуправления и местное население".
В итоге Александр Прокопьев вместе с министром природных ресурсов края Владимиром Попрядухиным решил представить в федеральном Министерстве природных ресурсов свое видение деления нацпарка на особые зоны. Это позволит принять документ, устраивающий всех.
Впрочем, некоторые вопросы, говорят главы районов, до сих пор не решены. Так, на территории Тогульского района действует лесозаготовительное предприятие, которое в случае создания нацпарка и запрета рубок окажется под угрозой закрытия. Пострадает и местное население.
"Если участок войдет в нацпарк, то предприятие КАУ "Алтайлес", его филиал, который работает у нас, лишится большего куска территории, а это и рабочие места, и лесопродукция, и дрова", – сказал Владимир Басалаев, глава Тогульского района.
Министр природных ресурсов заверил: людей в обиду не дадут.
Участники совещания признали, что вопросов остается много. И когда к 1 октября "Салаир" появится на бумаге, самая главная работа лишь начнется. И важно, чтобы к мнению местных жителей продолжали прислушиваться.