Пластическая хирургия в онкологии: как восстанавливают пациентов на Алтае
Из девяти тысяч операций, которые делают за год алтайские хирурги-онкологи, два процента приходится на вмешательства особого рода. Далеко ли шагнула онкопластика региона, в каких случаях без пластики пациентам просто не выжить и всем ли такие операции доступны – в сюжете канала "Толк".
Фотографии, которые показывает доктор Гликенфрейд, пришлось ретушировать, ведь многих людей они могут просто шокировать. На фото – результаты операции примерно годичной давности: пациентке удалили часть кожи и кости головы, пораженные опухолью.
"Переместили лоскут на удаленный участок, а на его место взяли свободный лоскут с кожи живота", – рассказывает завотделением опухолей головы и шеи Алтайского краевого онкодиспансера Григорий Гликенфрейд.
Волосы на этом месте уже не вырастут, но без такой операции пациенту просто не выжить. Для доктора подобные хирургические вмешательства – рутина. В его отделении они проходят раз в одну-две недели. Гораздо реже в онкоцентре проходят операции другого типа – по реконструкции пищевода.
У человека на операционном столе опухоль поразила часть важного органа. Чтобы пациент выжил, её удаляют. Еще десять-пятнадцать лет назад после подобного вмешательства люди питались через зонд буквально до конца жизни. Теперь же из кишечника или части желудка ему буквально "лепят" пищевод. Операция долгая, сложная, часто пациенты умирали от осложнений. Но с некоторых пор выручает ноу-хау.
"Нам анестезиологи "выключают" правое легкое. Мы оперируем сначала в брюшной полости, формируя там "стебель", потом пациента укладываем на бок и оперируем уже в грудной клетке. И чтобы легкое нам не мешало. Это значительно облегчает работу хирурга и значительно сокращает время операции", – объясняет завотделением торакальной хирургии № 2 онкодиспансера Иван Дегтярев.
Результат – большая часть пациентов возвращается к нормальной жизни. И самих операций теперь можно проводить больше – еще не так давно многим отказывали. Так, за прошлый год в этом отделении сделали 27 вмешательств , в этом – уже три.
Но, пожалуй, нигде так очевидно не нужна пластика, как в маммологии – при операциях на женской груди. Ведь порой опухоль настолько велика, что требуются кардинальные меры.
"Если нам нужно удалить всю железистую ткань, на помощь приходят импланты ", – говорит врач-онколог отделения опухолей костей, кожи, мягких тканей, молочной железы онкодиспансера Антон Кулеш.
Их подбирают максимально корректно, по размеру и форме. Сама операция бесплатная, но вот имплант не из дешевых: около 40 тысяч рублей. Именно поэтому очереди из желающих здесь не выстраивается. Не всем новая грудь по карману. Но, как говорят врачи, есть шанс, что в обозримом будущем импланты тоже будут поступать по квоте. Это значит, что еще у большего числа женщин после удаления груди появится возможность ее восстановления.
Впрочем, медики говорят, что вмешательства хирурга можно, а во многих случаях даже нужно избегать. И напоминают о регулярных обследованиях, которые позволяют выявить онкозаболевание на ранней стадии.