Шедевры из соломы: как научиться древнему искусству
В Барнауле руководитель студии по изготовлению изделий в технике соломенной пластики Нина Громова больше 30 лет своей жизни посвятила обучению детей плести корзинки, картузы, игрушки и шляпы. Именно со шляпы и началось ее увлечение соломкой. Увидев на рынке изысканный головной убор из природного материала, у нее зародился азарт попробовать нечто подобное сделать самой.
Информацию о том, как работать с соломой, буквально по крупицам собирала из газет и журналов. Теперь же все есть в открытом доступе, а, значит, умения можно и совершенствовать.
"Эта техника вырабатывает не только терпение, старание, аккуратность, она вырабатывает человеческие качества и умение преодолевать себя, логическое мышление, художественный взгляд", – говорит она.
Из одного мешка местной соломы художественной соломкой может стать не более 30% – такова особенность сибирского материала. После отбора соломка подвергается обработке – ее моют, сортируют и, при необходимости, красят. Другое дело – соломка из Беларуси. Она почти в два раза длиннее и более податлива для ремесленных нужд. Как говорит Нина Громова, именно в Беларуси традиции плетения сохраняют особенно трепетно.
"Климатическая зона другая, там материал совершенно другой, понимаете? Там климат другой, там возможности другие, там растительность другая", – добавила она.
Но проблема кроется не только в качестве используемого материала. Недостаток поддержки сверху также мешает ремесленникам продвигаться. Решение Нина Громова видит в присвоении технике соломенной пластики статуса народного промысла.
"А Беларусь, там народный промысел еще, понимаете? Ремесло – это вот когда мы творим душой, сердцем, развиваем это. А промысел – это когда на государственном уровне, это поддержка государственная сверху, то есть финансирование и прочее, а у нас…Ну вот пока так", – добавила она.
"Пока так" – это кабинет в Барнаульском городском детско-юношеском центре, в котором коллективу не хватает места. Но преподаватель верит: творчество не имеет границ, и надеется, что когда-нибудь ситуация все же изменится в лучшую сторону.