Национальный парк "Салаир" на Алтае облюбовали браконьеры
Два браконьера получат срок за незаконную охоту на территории национального парка "Салаир", который был создан в Тогульском районе Алтайского края меньше года назад. Правонарушителей, правда, гораздо больше, говорят сотрудники нацпарка.
"Салаир" раскинулся на сотни километров. В его составе несколько районов края – Заринский, Тогульский, Ельцовский и Солтонский, а это больше 160 тысяч гектаров дикого леса.
Головной убор, резиновые сапоги – это обязательный наряд тех, кто отправляется в тайгу, ну и, конечно, специальная техника, без которой многочасовые пути просто невозможны.
Сейчас природа просыпается, и вся тайга здесь усыпана разноцветным ковром: цветут медуница, хохлатки и ветреницы. Правда, буйство красок в тайге продлится всего несколько дней. Кандык, к примеру, уже сдает свои позиции. К слову, это одно из 26 краснокнижных растений, которые есть только на салаирском кряже. Все из-за климатических особенностей – Черновую тайгу неслучайно называют дождевым тропическим лесом.
"Сразу после стаивания снега эти растения моментально поднимаются из почвы, потому что они развивались, не замерзали, жили под снегом, луковица кандыка, например. Дает проросток и отцветает, а всего через пару недель вы приедете на эту территорию и не узнаете ее. Здесь будет стоять вот такая трава, сплошной стеной, через которые продраться будет просто нереально, и никакие цветы мелкие тут уже не смогут обитать", – рассказывает сотрудник национального парка "Салаир" Алексей Грибков.
С прогревом земли здесь легко можно встретить змей, лосей, кабанов и прочих хозяев леса. Они не очень гостеприимны, но с удовольствием приходят к местным кормушкам, пока никто не видит.
Кормушки нужны не только для того, чтобы облегчить жизнь животным, но и чтобы сконцентрировать их здесь и им не хотелось отсюда уходить.
Здесь нередко беспредельничают браконьеры. За этот год инспекторы нацпарка возбудили два уголовных дела – приезжие из Кемерова охотились на лосей.
"В Тогульском районе недавно это было. Был забой самки, и у нее два эмбриона, вот уже на свет появиться должны были, и вот они (браконьеры – прим.ред.) ее без зазрения совести умертвили и разделали", – рассказал старший государственный инспектор нацпарка "Салаир" Алексей Ровковский.
Он профессионально защищает природу несколько лет. Сначала работал в Тогульском заказнике, теперь – в "Салаире". Говорит, что самая большая беда для особых природных территорий – люди. Многие в поисках легкой добычи кощунственно относятся к природе.
Пресекать браконьеров – задача инспекторов. Но на 160 тысяч гектаров их всего шестеро. Штат, в идеале, нужно расширить до 36 человек. Но все упирается в финансовый вопрос - денег не хватает. Но действующие инспекторы, что в итоге работают от зари до зари, не унывают.
"Общение с природой – это самое приятное, потому что можно собраться с мыслями здесь, подумать, воздух здесь разряженный, чистый", – говорит Алексей Ровковский.
В Черновой тайге – там, где должны основные деревья – кедры и пихты, – ценных пород осталось крайне мало. Причина – беспощадная рубка золотодобытчиками еще в 90-х годах. Именно тогда появилась задумка – создать национальный парк, чтобы сохранить тайгу с ее уникальной экосистемой.
Ученики местной, тогульской школы, помогают в этом нелегком деле. Здесь выращивают больше тысячи маленьких кедров, которые высадят в "Салаире". А в нем еще столько неизведанного. Поговаривают, что есть даже пещеры древнего человека. Их поиском намерены озадачиться в ближайшее время.