Трудный возраст: как алтайские педагоги устанавливают контакты с учениками
В алтайском педвузе рассматривают конфликтные ситуации в рамках изучения педагогики. Однако быстро сориентироваться, как поступить в сложной ситуации, у второкурсников не всегда получается. Преподаватель говорит, что все приходит с опытом. Однако такие занятия будущим учителям просто необходимы.
"Дети, как губка, впитывают все то, что ты им даешь. Если ты зашел и сразу негатив, они постепенно привыкают к твоему крику и все, ты потерял класс. А если ты к детям подошел с тем, что они личности, им это важно понимать, что ты уважаешь их границы, то, поверьте, они будут бежать к тебе и обниматься", – говорит учитель истории и обществознания барнаульского лицея № 73 Инна Микушина.
Учитель в школе первый год, но чувствует себя уже вполне уверенно. Хотя изначально небольшой страх все-таки был, но педагогу помогли наставники.
Программу наставничества в лицее применяют уже три года. Студенты педагогического вуза даже просятся сюда на практику, чтобы получить неоценимый опыт.
"Я когда шла, боялась 10 класса, что они не будут воспринимать, еще что-то. Когда ты изучаешь это на парах – это одно, а когда приходишь в школу – это другое", – рассказывает директор барнаульского лицея №73 Лилия Шлей.
Не случайно, что в лицее десяток молодых педагогов, и конфликтов между ними и учениками почти не случается.
Что касается учеников, то у них такие претензии к учителям:
"Когда учитель поставил оценку и не объяснил, почему именно такую оценку поставил. Например, одна ошибка и поставили тройку. Непонятно почему тройку, а не четверку";
"Тянем, тянем руку, а нас просто игнорят и переходят на другой вопрос, и сразу приходит какая-то обида на учителя".
Подобные незначительные недопонимания и гораздо более серьезные конфликты легко разрешить, уверена психолог. Cтоит попробовать сотрудничать с детьми. И этому тоже молодых педагогов учат.
"Рекомендуется, чтобы каждый учитель, особенно классный руководитель, заключал групповое соглашение: "Давайте у нас в классе будет принято уважать друг друга, помогать друг другу", – советует психолог Гоар Кроян.
В Барнауле за последний год серьезных конфликтов между учениками и педагогами не было. По крайней мере, до комитета по образованию такого рода информация не доходила.
Однако молодые педагоги, если брать ситуацию в целом, из профессии часто уходят и далеко не по причине конфликта педагог– ученик или педагог–родитель.
"Уходят из профессии, мне кажется, если сталкиваются с жесткой административной линией по отношению к педагогу и когда понимают, что требований слишком много, что не ценится контакт с детьми", – отмечает заведующий кафедрой общей и социальной педагогики АГПУ Cветлана Колесова.
Проблемы сегодняшних педагогов не всегда лежат в плоскости низкой зарплаты или конфликтов с учащимися. И, хотя школьники сегодня действительно особенные, найти с ними контакт и исключить конфликты, по словам тех же молодых учителей, не так уж и сложно.
"Наверное, здесь все зависит все-таки от характера человека, от его умения общаться. Насколько он может донести, убедить ребенка, настолько он будет успешнее в своей профессии", – уверена начальник отдела развития образования комитета по образованию Барнаула Лариса Первун.