Толк новости
Туризм |

"Завтра будет поздно": каким калачом можно заманить на Алтай туристов на "батарейках"

Минимум две трети туристов приезжают в Алтайский край на автотранспорте. Когда люди пересядут на электрокары, интерес к красотам региона может быстро угаснуть из-за неразвитой сети электрозаправок
Читать в полной версии ➔

Электромобили в ближайшие годы продолжат экспансию на авторынке России, уверены эксперты. Дело хорошее и экологичное, но требует многомилионных вложений на строительство станций для зарядки. В прошлом году в рамках федерального пилотного проекта по созданию зарядной инфраструктуры для электромобилей регионам выделили около 3 млрд рублей. Алтайский край по какой-то причине не вошел в число счастливчиков и теперь может оказаться в хвосте прибывающего "электропоезда". Неразвитая сеть ЭЗС грозит превратить привлекательный для автотуристов регион в "мертвую" зону между зарядками.

В корень проблемы заглянули депутаты АКЗС и представители экспертного сообщества в рамках круглого стола "Развитие электротранспорта и сервисной инфраструктуры в Алтайском крае как потенциал развития туристической отрасли". По итогам встречи подготовят резолюцию, куда войдут все высказанные участниками предложения. Экология и экономия

Доля электротранспорта в России на сегодняшний день насчитывает всего 1%. Тем не менее, данный сегмент активно растет и развивается, рассказал Владимир Семенов, председатель постоянного комитета АКЗС по промышленности, предпринимательству и туризму.

Но стоит ли овчинка выделки? Участники круглого стола пришли к выводу: конечно, стоит.

Во-первых, опыт других стран показывает, что за электротранспортом будущее. Это экологичные, удобные и довольно дешевые в эксплуатации машины. В рамках круглого стола прозвучали следующие цифры. По словам автоэксперта и блогера Александра Михельсона, подзарядка электрического кроссовера обходится почти в 10 раз дешевле, чем заправка аналогичного автомобиля с бензиновым двигателем.

Во-вторых, от увеличения доли электрокаров в сфере автотуризма экономика Алтайского края только выиграет, уверены эксперты. Будучи частью придорожного сервиса, они будут "заманивать" туристов, которые наверняка захотят во время подзарядки машины выпить чашечку кофе, перекусить, отдохнуть и купить сувенирку. В итоге, выручка бизнеса сферы придорожного сервиса вырастет, как и налоги, отчисляемые в региональный бюджет.

"Электрички" наступают

Михельсон также заметил, что электрокары стремительно захватывают мировой авторынок и вот-вот начнут экспансию в российских регионах. Сегодня, несмотря на санкции, люди, пользуясь серым импортом, все чаще покупают гибриды или "электрички".

Причем, Китай, освоившийся в России в целом и на Алтае в частности, занял в сегменте лидирующие позиции. В этом году он начнет поставлять в Россию вполне привлекательные модели электрокаров. Благодаря стремительному развитию технологий, отметил эксперт, этот вид автотранспорта стал еще интереснее. Новые батареи теперь заряжаются до 80% за 15-20 минут и способны выдерживать длинные дистанции – до 300 км, а в отдельных случаях и до 2 тыс. км.

Так что число электрокаров на отечественных дорогах явно вырастет. Что неплохо в части улучшения экологии. Но без вложений в строительство сети зарядных станций обойтись не удастся, заметили участники круглого стола. В этой связи главная задача регионов – "оседлать" тенденцию, чтобы не оказаться в числе отстающих и в будущем не потерять туристов. Для Алтайского края, куда 70-75% гостей приезжают на автотранспорте, потеря занятой позиции в сфере автотуризма может стать фатальной. Словом, властям и бизнесу нашего региона теперь есть, над чем подумать.

Впрочем, пойти по пути наименьшего сопротивления не получится. По словам Владимира Семенова, если в начале развития автотуризма сервис постепенно подтягивался вслед за ростом потока отдыхающих, то сейчас этот номер вряд ли пройдет. В отличие от канистры бензина, электричество с собой не возьмешь, поэтому люди просто поедут на все готовое – в регионы с дорожными сервисами, где помимо еды, напитков и мест для отдыха есть еще и ЭЗС.

Условия есть, инвесторов – нет

В этом контексте вопрос, что должно быть первым – зарядки или волна электрокаров (по аналогии с курицей и яйцом), перед участниками круглого стола даже не стоял. Все согласились: однозначно – ЭЗС.

"При этом, я считаю, что у нас для этого есть все условия", – подчеркнул Владимир Семенов.

В том числе есть заинтересованность потенциальных подрядчиков. Так, большой опыт в этой сфере уже имеет алтайский филиал "Россети Сибирь" – "Алтайэнерго". В прошлом году компания установила семь "зарядок" в Республике Алтай и готова работать в этом направлении в Алтайском крае, сообщил представитель компании Дмитрий Фоменко.

"Мы охватываем все элементы процесса "под ключ". Занимаются проектированием, установкой, пусконаладкой, подключением к мобильному приложению, техническим сопровождением и т.д." – пояснил он.

Однако ресурсовики могут выступить "скорее в качестве подрядчика, нежели инвестора". Бизнес неохотно идет на развитие сети электрозаправок из чисто экономических соображений, констатировали эксперты.

Причины весомые. Миллионные затраты на строительство станций для зарядки тяжело окупаются (от двух до 20 лет), либо не окупаются вовсе. В установку только одной ЭЗС (отечественного производства) для быстрой зарядки (на 150 кВт) нужно вложить порядка 4,5 млн рублей. И чем дальше "зарядка" от центра питания, тем больше уходит денег на ее установку. Служат такие станции 20 лет, после чего их нужно менять.

"Развитие зарядной инфраструктуры без субсидирования не совсем целесообразно. В то же время, мы понимаем, что у нас туристический регион и владельцы электротранспорта просто не смогут добраться до ключевых мест отдыха, но без господдержки расширить сеть будет сложно", – пояснил Денис Пивоваров, замгендиректора по развитию "Барнаульской горэлектросети", владеющей электрозаправками "Точка Тока".

Пролетевший мимо "пилот"

Кстати, Алтайский край еще в прошлом году мог получить господдержку. В 2024-м в России завершился пилотный проект, в рамках которого государство компенсировало внушительную часть расходов (более половины) на установку и техническое подключение зарядных станций для электрокаров. Субсидии от 21 млн рублей до 114 млн рублей получили 65 регионов, включая нашего ближайшего соседа – Горный Алтай. Всего же по словам Семенова, на эти цели было выделено около 3 млрд рублей.

""Пилот" распространялся на проекты на федеральных трассах и в субъектах Российской Федерации (в городах и не только). Там, где это было необходимо. В нем приняли участие и реализовали свой сегмент большое число регионов. Алтайский край по каким-то причинам не стал участником этого процесса.", – отметил председатель постоянного комитета АКЗС по промышленности, предпринимательству и туризму.

Но падать духом еще рано, пришли к выводу на круглом столе. В 2021 году Правительство РФ утвердило Концепцию развития производства и использования электрического автомобильного транспорта до 2030 года. В нее входит не только производство сотен тысяч отечественных электрокаров, но и расширение зарядной инфраструктуры.

Сроки реализации концепции дают основание предположить, что господдержка продолжится. Возможно, в некой иной форме, чем завершившийся "пилот". И для Алтайского края принципиально важно в оставшуюся "пятилетку" (с 2025 по 2030 годы) не пропустить этот момент и встретить его во всеоружии. То есть, с готовой стратегией.

"Вчера было еще не время, а завтра будет уже поздно. Мы должны успеть реализовать потенциал нашего региона. И теперь мы должны сделать это вовремя. Поэтому не стоит сидеть и ждать готовых решений от федерального центра. Я уверен, что помощь будет. Главное не пропустить ее и подготовить концепцию развития", – резюмировал Семенов.

Вопросом расширения сети ЭЗС в нашем регионе уже занимаются профильные структуры. По словам врио главы управления по туризму Александра Барышникова установка электрозаправок входит в число задач в рамках создания многофункциональных зон и объектов дорожного сервиса, включает. Более того, уже рассматриваются варианты грантовой поддержки бизнеса, готового реализовывать проекты вблизи приоритетных дорог для развития туризма. На нее могут претендовать и предприниматели, решившие установить станции зарядки электрокаров.

Читать в полной версии ➔