Толк новости
Туризм |

Удушающий прием: алтайские гостиницы просят власти страны заморозить турналог

Участники рынка констатируют: рост туристического налога в условиях реформы и интенсивного роста затрат ставит легальных игроков на грань выживания
Читать в полной версии ➔

Ассоциация "Алтайское гостеприимство", объединяющая более 70 отелей, гостиниц и других предприятий отрасли, направила обращение депутатам Госдумы, в Минфин и Минэко РФ с просьбой заморозить введенный в 2025 году турналог на уровне 2%. Эта нагрузка, по мнению участников рынка, рискует финансово "добить" отрасль и легально работающих ее игроков.

Неравные условия

Напомним, турналог ввели с 2025 года – его платят средства размещения (отели, санатории, турбазы и т. д.) с оказанной услуги. Ставка налога изначально составляла 1%, но с каждым годом будет расти – до 5% в 2029 году. При этом платеж с одной услуги должен быть не менее 100 рублей, а для маленьких недорогих гостиниц это заметно больше 1%. Турналог платят те, кто внесен в специальный госреестр, то есть легально работающие предприятия.

Но федеральный закон дал возможность вводить турналог, а решение о том, делать ли это, принимают местные депутаты – города или поселения.

В Алтайском крае легально работает около 600 средств размещения. Решение о введении турналога приняли 174 города и села в регионе.

Ассоциация в обращении настаивает: турналог мало того что ставит в неравные условия игроков рынка, так еще и начинает угрожать в целом их жизнеспособности. И приводит ряд аргументов.

100 рублей – не мелочь

Из 600 гостиниц и других объектов размещения большинство – вместимостью менее 50 номеров – вынуждены платить минимальные 100 рублей с человека за сутки. А это заметно выше 1% для многих из них.

"100 рублей с гостя при стоимости двухместного номера 2000 рублей составит 5% от дохода. <…>. И чем отель бюджетнее, тем выше этот процент. В результате отели со средней для региона стоимостью номера 2500–3500 рублей будут терять рентабельность, пытаясь оставаться конкурентоспособными, так как повышение цены даже на 100 рублей для них значительно", – говорится в обращении.

"Для нас эти 100 рублей с человека – это 2% или даже больше. Это много, особенно для маленьких гостиничных предприятий типа хостелов. Насколько мне известно, хостел "Барнаул" уже закрылся, и работа многих других под вопросом. Не могу сказать, что я внимательно за этим слежу, но знаю точно, что очень жаркие дискуссии, в том числе в администрации города, происходили на эту тему", – говорит Михаил Черканов, собственник сети отелей Red FOX.

Ирина Зорина, директор гостиницы "Улитка", рассказывает, что здесь нередко останавливаются люди, приезжающие в больницу, студенты, спортсмены: "И мы вынуждены применять тариф "эконом". Вот в номере живут два человека. С каждого – по 100 рублей турналога. Плюс затраты выросли, а цены поднять мы на столько не можем. В итоге себестоимость размещения в номере составляет 3 тыс. рублей, а мы его сдаем за 3,2 тыс. Минус 100 турналог – и наша прибыль 100 рублей. А с них еще нужно заплатить налоги, зарплату. Работаем сейчас в убыток".

Налоги душат

В 2026 году практически все гостиницы, а большинство из них "сидит" на упрощенной системе налогообложения (УСН), стали еще и плательщиками НДС. Что само по себе и без турналога увеличило налоговую нагрузку.

"Если раньше мы, образно говоря, на УСН могли заплатить 2,5 млн налогов в квартал, то к ним добавлялось еще 1 млн рублей турналога. И это при ставке 1%. Это же прямой налог с оборота. В 1,5 раза нагрузка выросла, – говорит Сергей Воронов, директор гостиницы "Барнаул". – А в этом году мы еще и НДС стали платить. У средств размещения есть по нему льгота – 0% на саму услугу по размещению. Но все допуслуги уже попадают под НДС. Например, приехал человек рано утром, и мы его раньше заселяем. Или захотел он воспользоваться мини-баром. Или вещи постирать. Это уже всё допуслуги".

Михаил Черканов добавляет: все понимают, что действие и этой льготы закончится в 2029 году: "И теперь представьте: льгота по НДС уйдет, турналог повысится до 5%, плюс сама "упрощенка", дай бог ей здоровья, – и вот мы получаем нерентабельный бизнес. А еще есть тема зарплат. Наши работники скоро в магазины, как в музей, ходить будут. Повышать зарплаты мы будем вынуждены, потому что, сами понимаете, отель без персонала невозможен".

Вопрос справедливости

Турналог не является целевым, в отличие от курортного сбора, который раньше платили, например, в Белокурихе. Полученные деньги бюджет муниципалитета сможет направить на любые цели, а не только на улучшение инфраструктуры гостеприимства. "Возникает вопрос: почему тогда этот налог касается только средств размещения?"

"Почему-то Москва, где сосредоточено 40% номерного фонда, не вводит турналог, а самые слабые муниципалитеты – Камень-на-Оби, зачем-то Заринск, Барнаул, который все проезжают просто мимо, вводят. Я даже не говорю о большой нагрузке, я говорю о справедливости. В нашем регионе принимаются все дополнительные платы, налоги и коэффициенты, потому что край – дотационный", – возмущается Черканов.

"Серая" конкуренция

Налог платят только прошедшие классификацию гостиницы. "При этом объекты, находящиеся в "серой зоне": общежития, физлица, ИП или компании, сдающие квартиры или апартаменты посуточно через агрегаторы, платить налог не обязаны", – пишут члены ассоциации. А таких объектов, только по данным "Авито", около 3 тысяч в крае. "Реальное же их количество установить не представляется возможным".

"То есть наши главные конкуренты – те, кто посуточно сдает жилье – как ничего не платили, так и не платят", – говорит Сергей Воронов. Ирина Зорина добавляет: кто-то в лучшем случае оформляется как самозанятый, а это совсем другие затраты.

В ущерб рентабельности

"Небывалый рост коммунальных услуг в Алтайском крае в 2026 году ставит отрасль на грань выживания. Повышение турналога свыше 2% ляжет непосильным бременем на те средства размещения, которые захотят сохранить привлекательность края в ущерб рентабельности и развитию своего бизнеса. Другие же просто увеличат стоимость проживания, что неминуемо приведет к снижению потребительского спроса и уходу туристов из нашего региона в более привлекательные".

"Мы в данный момент цены не повышаем – иначе к нам просто не поедут. То есть вся эта огромная налоговая нагрузка, весь рост затрат ложится на нас. Ведь подорожали средства гигиены, продукты питания, коммунальные платежи и т. д. Даже комиссия банков за эквайринг (за оплату картой) выросла у нас с 1,6% до 2,4%. Это тоже фактически платеж с оборота. И в основном гости платят картой", – говорит Михаил Черканов.

В ассоциации сокрушаются: на фоне неизбежного роста цен при сохранении прежнего уровня сервиса трудно будет избежать неудовольствия туристов, и оно тоже всё выльется на гостиницы.

"Мы уже перешли на оптимизацию: у нас каждый сотрудник может работать и горничной, и администратором, и поваром, и официантом, и барменом, и дворником, и даже инженером. Разве это может работать на рост качества услуг? Абсолютно нет", – говорит Ирина Зорина.

Событийная катастрофа

В ассоциации подчеркивают: алтайский гостиничный бизнес сам по себе низкорентабельный, в том числе из-за невысокой загруженности гостиниц. А она связана в числе прочего с тем, что в крае почти не проводится массовых крупных мероприятий с большим числом гостей.

"У нас катастрофическая нехватка событийных мероприятий в городе. Один День поля. Все остальные выставки, ярмарки уничтожены. У нас нет экспоцентра, как в Новосибирске, нет огромных отелей с конференц-залами, куда стремился бы бизнес провести мероприятие, встречу. Ничего нет, только обещания", – констатирует Михаил Черканов.

Ассоциация просит власти:

зафиксировать ставку турналога на уровне 2% и отменить минимальный порог в 100 рублей, установить льготные категории: студенты, школьники, спортивные группы, пенсионеры, освободить от турналога сельские гостиницы мощностью менее 15 номеров.

Обращения направили депутатам Госдумы от Алтайского края Даниилу Бессарабову, Марии Прусаковой, Анжелике Глазковой, а также в Минфин и Минэкономразвития РФ. От Анжелики Глазковой уже даже пришел ответ, где она сообщила, что "постарается учесть предложения в законодательной работе", и предложила следить за ее инициативами в ее телеграм-канале.

Читать в полной версии ➔