Купить билет и пролететь: как бороться с овербукингом

Авто, 13:44, 19.09.2025
Очередь в аэропорту Барнаула
Очередь в аэропорту Барнаула Фото: "Толк"

Практика овербукинга – продажи большего числа мест, чем есть в лайнере, – оставляет людей у стойки регистрации даже с оплаченной бронью на руках

В российских аэропортах всё чаще пассажиры сталкиваются с неприятным сюрпризом: купленный заранее билет не гарантирует посадку на самолет. Об этом сообщает "КП-Барнаул".

"Мест нет, хотя билет куплен"

Недавний случай в Новосибирске стал резонансным: на рейс S7 до Санкт-Петербурга не попали сразу 30 человек, включая жителей Барнаула. Затем шесть пассажиров не смогли улететь во Владивосток из аэропорта Толмачево, хотя пришли к стойке одними из первых.

Путешественникам предлагали ждать окончания посадки в надежде на "неявку", но чуда не случилось. Людям оформили новые билеты только на сутки позже, предоставили гостиницу, питание и ваучеры на 7 тысяч рублей, предварительно попросив подписать отказ от претензий.

Москвичка не смогла сесть на самолет в Республику Алтай из-за овербукинга

Со слов девушки, в этот же день она наблюдала аналогичную ситуацию с отказом в посадке у одного-двух человек с каждого рейса той же авиакомпании

Почему это происходит

Авиакомпании сознательно продают больше билетов, чем мест, исходя из статистики, что часть клиентов не приходит. Однако в российском законодательстве понятие "овербукинг" отсутствует, поэтому перевозчики нередко объясняют ситуацию "сбоем системы", а пассажиры оказываются в правовом вакууме.

Права и компенсации

Медиаюрист Сергей Веселых подчеркивает: покупка билета – это договор с перевозчиком, и отказ в посадке незаконен. Пассажир может требовать компенсацию не только за билет, но и за расходы на трансферы, отмененные брони и даже моральный вред.
Если авиакомпания отказывается урегулировать конфликт, возможны два пути: претензия с последующим обращением в суд или жалоба в Роспотребнадзор.

Что делать на месте

Чтобы защитить свои интересы, важно зафиксировать отказ: сделать фото или видео, получить справку в аэропорту и сохранить посадочный талон. Пока пассажир ждет, компания обязана обеспечить:

  • напитки и два звонка/сообщения – при задержке более двух часов;
  • горячее питание – более четырех часов;
  • гостиницу и трансфер – более восьми часов.

При невыполнении условий можно оплатить всё самостоятельно, сохранить чеки и взыскать средства через суд. Кроме того, полагается штраф – 100 рублей за каждый час задержки, но не более 50 % цены билета.

Как снизить риск

Полностью избежать овербукинга нельзя, но уменьшить шанс помогут:

  • онлайн-регистрация сразу после открытия;
  • ранний приезд в аэропорт;
  • резерв времени при пересадках;
  • выбор места в салоне (часто за доплату);
  • знакомство с правилами авиакомпании: обычно первыми снимают пассажиров с минимальными тарифами.

Ранее пассажиры в барнаульском аэропорту выстроились в очередь из-за задержки рейсов.

30 пассажиров рейса S7 в Новосибирске остались в аэропорту из-за овербукинга

В новосибирском аэропорту около 30 пассажиров рейса S7 5503 в Санкт-Петербург остались на земле из-за овербукинга: вместо запланированного вылета им пришлось ждать рейса и пребывать в неведении

Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей

Реклама: ООО СЗ ВЫШКА ИНН: 2225225825 Токен: 2W5zFJAi1wn