Общероссийский дисбаланс оптовых и розничных цен на топливо создает риски того, что в Алтайском крае, как и в ряде других регионов, на частных АЗС может не оказаться бензина
Ситуация на топливном рынке и страны, и Алтайского края продолжает усугубляться. Усиливаются риски не только роста цен, но и дефицита бензина и дизтоплива. Ряд независимых операторов в регионе временно перестали закупать топливо на бирже из-за слишком большого дисбаланса оптовых и розничных цен, который делает их работу экономически бессмысленной, рассказали в Алтайском топливном союзе. Их остаточные запасы составляют 7–10 дней. Проблема является общероссийской.
Как уже писал "Толк", начиная с мая, биржевые цены на бензин выросли практически в полтора раза – на несколько тысяч рублей за тонну, или на несколько рублей в пересчете на литр. При этом "Роснефть" и "Газпромнефть", заводы которых производят топливо, в рознице на своих АЗС цены повысили значительно меньше, чем на бирже. В результате сложилась ситуация, при которой оптовые цены оказались выше, чем в рознице на сетевых АЗС.
Но в Алтайском крае более половины заправок принадлежат независимым операторам, примерно в трети муниципалитетов региона сетевых АЗС просто нет. Если частники начнут продавать бензин по биржевой цене, то литр АИ-95 будет стоить выше 60 рублей, объяснял ранее Юрий Матвейко, вице-президент Российского топливного союза, руководитель алтайского отделения.
Сейчас ситуация только усугубилась, говорит он. Разница в оптовых и розничных ценах за месяц выросла еще больше.
Пример бензина марки АИ-95. Сегодня крупнейшие производители предлагают его в опте в пересчете на литр за 54,1–55,4 рубля. На сетевых АЗС стоимость – 49,8–49,85 рубля. То есть частникам предлагается покупать оптом бензин на 5 рублей дороже, чем продается в рознице на сетевых заправках. Чтобы сработать хотя бы в ноль (а это с учетом доставки и затрат на содержание – плюс 7 рублей на литр), независимым операторам нужно продавать литр более чем за 60 рублей. Сейчас они продают ранее закупленные объемы за 53,5–55,9 рублей.
Кроме того, вслед за бензином за последние недели более чем на 10 тысяч рублей за тонну подорожало и дизтопливо: ранее тонна стоила 53–55 тысяч рублей, сейчас ее оптовая цена превысила 67 тысяч. Как раз к началу уборочной кампании. Но по дизтопливу пока такого выраженного дисбаланса цен, как с бензином, нет. Однако частники все равно находятся в неконкурентных условиях с сетевиками.
С учетом сложившейся ситуации некоторые независимые операторы края приостановили покупку топлива на бирже, сообщил Матвейко. Запасы – на 7–10 дней. И это первый фактор, который может привести к дефициту топлива.
Кроме того, заявляют в Российском топливном союзе, положение дел усугубляет так называемый серый экспорт, писал "Интерфакс", когда те компании страны, которые закупают бензин на бирже для внутреннего рынка, продают его за границу, что особенно привлекательно на фоне ослабления рубля и роста стоимости доллара. Это второй фактор, который может обескровить топливный рынок.
Однако, подчеркнул Юрий Матвейко, риски дефицита касаются только частных операторов Алтайского края, сетевые игроки обеспечат свои АЗС топливом.
О том, что в регионах возникает дефицит топлива, написали и "Известия". По данным издания, особенно большое беспокойство вызывает недостаток дизтоплива в аграрных территориях, где идет уборка урожая.
Сигналы поступают из Астраханской, Волгоградской, Рязанской, Саратовской и Новосибирской областей, из Калмыкии, Крыма, Хабаровского края. Власти ряда регионов уже направили письма в Минсельхоз и Минэнерго.
"Сейчас работаем на низких остатках, практически с колес по всем видам топлив. На отдельных АЗС региона нет АИ-92, АИ-95 и дизеля", – сказала "Известиям" Екатерина Савкина, управляющий партнер сети АЗС в Саратовской области GP Vympel.
В территориях европейской части страны причиной дефицита также называют транспортные проблемы: топливо слишком долго идет по железной дороге. Плюс ремонты некоторых нефтеперерабатывающих заводов. Алтайского края логистические трудности касаются в меньшей мере, отметил Юрий Матвейко.
По его словам, о ситуации на топливном рынке сегодня знают в правительстве России, ФАС. Не исключено, что по завершении туристического и аграрного сезонов обстановка на рынке стабилизируется.