Сахарный акциз вынудил производителей напитков "химичить" с рецептами и налогами

Газировка. Лимонады
Газировка. Лимонады Фото: unsplash.com

Налоговая служба сетует на производителей газировки из-за их нежелания платить новый акциз, а те утверждают, что работают в правовом поле

Производители сладких напитков в Алтайском крае стали "химичить" после того, как с 1 июля 2023 года вступила в силу федеральная норма о новом акцизе на них – 7 рублей с литра. Изготовители снижают долю сахара, заменяют его подсластителями, чтобы не платить акциз. Об этом рассказал руководитель регионального управления ФНС Алексей Легостаев. На самих же предприятиях говорят: новый платеж заставляет их искать варианты рецептур, иначе продукт становится неконкурентоспособным и просто не "вписывается" в рынок, обрушивая продажи.

Что за акциз

Полна кубышка: кто в 2023 году нарастил и заплатил больше всего налогов на Алтае

Самых емких и важных налогов в Алтайском крае собрали значительно больше, чем за год до этого, но минимум три налога "просели" по объему поступлений

Новый акциз стали взимать с 1 июля 2023 года. Им облагаются безалкогольные напитки, произведенные с добавлением сахара свыше 5 мг на 100 мл. Под него не попадают соки, нектары, морсы, сладкая "молочка", продукция, изготовленная в общепите. То есть речь в первую очередь идет о сладких газированных напитках.

Инициаторы введения нового акциза утверждали, что его поступления можно будет направить на борьбу с диабетом.

Подсластили жизнь

В 2023 году в Алтайском крае работали 25 плательщиков такого акциза, рассказал глава регионального управления ФНС Алексей Легостаев. Сумма начисления им составила чуть более 105 млн рублей. Но, подчеркнул руководитель краевой налоговой службы, "есть определенные трудности с идентификацией этих плательщиков":

"Некоторые из них начинают "химичить" в прямом и переносном смысле слова, утверждают, что они не используют сахар, а добавляют подсластители, что позволяет им не платить акциз. С одной стороны, это вопрос этики. Не используете сахар? Тогда сообщайте об этом потребителю: эта продукция без сахара, с "химией", она подешевле, а эта – с натуральным сахаром и подороже".

Есть вопросы и к доле сахарозаменяющих ингредиентов в продукции: больше или меньше 5 мг на 100 мл.

"С другой стороны, мы знаем, что производители активно закупали сахар, но утверждают, что не используют его. И это уже совсем другой поворот темы", – сказал Легостаев.

Не сахарный – не "растает"

Барнаул, Москва, Якутия: кому принадлежат крупнейшие заводы Алтайского края

Две трети крупнейших предприятий края принадлежат региональным собственникам, владельцы других расположены преимущественно в Москве

Да, производители стали использовать сахарозаменители, но действуют при этом в правовом поле, подтвердил "Толку" Александр Локтев, директор по стратегическому развитию Барнаульского пивзавода. По его словам, БПЗ пока не отказался от прежних рецептур и так же, как и раньше, использует сахар.

"Все наши лимонады и энергетики, как и прежде, с сахаром. Мы провели большое число дегустаций – с заменой сахара на подсластители вкус "едет", не удается сохранить прежнее качество вкуса. Но не исключаем, что и мы "сломаемся", потому что разбег цены между продукцией нашего завода и производителей, перешедших на подсластители, – 8–9 рублей на бутылку (0,5 литра, стекло). И мы сразу проигрываем. Акциз, конечно, повысил себестоимость – мы сразу потеряли около 20% продаж. Только из-за сохранения сахара наш продукт вдруг стал премиальным по цене. Люди смотрят, выбирают дешевле – это базовое правило рынка".

О том, что такие последствия могут наступить, участники рынка говорили еще до введения акциза, на этапе разработки закона о нем.

"Реализация данной меры приведет к росту розничных цен и будет способствовать снижению объемов продаж, прибыли производителей и повлечет за собой снижение привлекательности отрасли для инвесторов", – говорилось в пояснительной записке Минсельхоза РФ к проекту распоряжения правительства о внесении изменений в Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса в РФ, писал "Интерфакс".

Собственник пивзавода открыл еще один ресторан в центре алтайского курорта

В Белокурихе уже свыше десятка ресторанов высокого уровня, в основном их развивают собственники работающих в курорте санаториев

Гендиректор "Очаково" Юрий Антонов рассказывал ТАСС еще в октябре 2022 года, что после введения акциза производство и потребление напитков может сократиться минимум на 20%, а освободившуюся нишу займет продукция "со спорными сахарозаменителями", а российское производство "окажется в заведомо проигрышных условиях". Это приведет к сокращению инвестиций и рабочих мест. То есть государство вместо предполагаемых доходов может понести прямые или косвенные убытки.

Изначально авторы законопроекта о "сладком" акцизе рассчитали, что отчисления должны будут дать бюджету дополнительно 35 млрд рублей. Но эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов предположил, что фактического сумма сбора окажется заметно меньше, писал "Агроинвестор".

Причина среди прочего в том, что в приграничных с Россией районах соседних стран могут открыться новые крупные производства сладких напитков, которым не нужно платить акциз, и они станут поставлять в Россию более дешевый продукт. Так, например, уже давно происходит на рынках табака и алкоголя стран ЕАЭС.

И действительно, РБК осенью 2023 года сообщал, что государство скорректировало прогнозные цифры поступлений от нового акциза. В 2024–2026 годах планируется собирать по 25 млрд рублей вместо ранее озвученных 35 млрд. Это следовало из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2024 год, имевшейся в распоряжении издания.

Глава алтайской ФНС – о том, как выросли доходы жителей и обороты в торговле

Алексей Легостаев – о поступлении налогов, обороте денег в торговле и других маркерах, говорящих о благосостоянии жителей и бизнеса в регионе

Лента новостей