Чаевыми можно заработать несколько месячных зарплат, отмечают алтайские работники сферы услуг. Развиваются и сервисы онлайн-вознаграждений, но практика оставлять на чай по-прежнему считается спорной
В 2024 году в стране заметно выросли объемы безналичных чаевых, посчитали аналитики сервисов T-Pay, "ВТБ. Чаевые", "Нетмонет" и других. "Потяжелел" и средний чек таких платежей, а рекордная сумма благодарности за услуги официанта, по некоторым данным, составила более 50 тыс. рублей.
По словам алтайских работников индустрии услуг, в крае эта культура еще приживается: чаевые уже никого не удивляют в общепите, но в такси и салонах красоты эта практика пока не стала общепринятой. Многие потребители считают ее порочной для экономики, но участники рынка уверены: чаевые – хороший стимул улучшать качество сервиса.
"Чайная" церемония
Чаевые – жест благодарности со стороны клиента и дополнительный доход для сотрудника сферы обслуживания: в России, в отличие от ряда европейских стран, этот сбор не включается в чек, а является исключительно добровольным.
"В странах Азии эта практика, наоборот, выглядит как оскорбление, и там нулевой процент чаевых. Россия где-то посерединке, мы только этот опыт набираем. Но тем не менее уже заметен тренд, что начали оставлять чаевые в гардеробах, чего раньше не было, на автомойках. В пандемию многие хотели поощрить доставщиков, и это прижилось. То есть стали появляться новые индустрии, где "чай" набирает популярность", – говорит барнаульский ресторатор Евгений Кураков.
"Чайный" ритуал, продолжает собеседник, обзавелся рядом неписаных правил: в общепите, такси или салонах красоты "канонической" считается сумма чаевых в 10-15% от счета.
"Кто-то когда-то придумал, что бизнес-ланчи вроде как освобождены – там, где тебя быстро обслужили. Банкеты – вроде как обязательно, ну как тут не оставить чай: это длинная по времени история, с протоколами, когда гостю постоянно подносят, подливают, меняют посуду", – продолжает Евгений Кураков.
Практика дополнительного поощрения со стороны клиента развивается и в индустрии гостеприимства, но там говорить о каких-то конкретных цифрах затруднительно – процент вознаграждения не к чему привязать, отмечают эксперты.
"Мы пошли ненавязчивым, комфортным способом: у нас есть индивидуальные QR-коды, которые мы устанавливаем в номерах. Гость может пользоваться или этим способом, или под эту же информационную табличку положить какую-то сумму наличными, которую он считает необходимой", – поясняет директор санатория "Белокуриха" Елена Энгельгардт.
Двойная "бухгалтерия"
Самой "хлебной" с точки зрения чаевых считается работа в ресторанах, где их заведено оставлять исторически. По рассказам собеседников "Толка", в солидном заведении официант может получить несколько месячных зарплат в виде "спасибо" от посетителя.
"Примерно икс, 2-икс, 3 к основной зарплате. Это зависит от харизмы официанта, контингента, который ходит. Очевидно, что в премиум-ресторане работники будут больше получать денег. Часто ходит один и тот же костяк посетителей, и ты уже знаешь, с какой стороны к ним подойти, чтобы больше заработать", – делится администратор одного из барнаульских ресторанов, в прошлом официантка Анна.
Размер вознаграждения также чувствителен к сезонности: летом официантам, как правило, больше везет на щедрых гостей.
По данным Евгения Куракова, которые эксперт услышал на одной из встреч профессионального сообщества, в этом году в России рекордная разовая сумма чаевых превысила 50 тыс. рублей: ресторатор поясняет, что, вероятнее всего, такой "куш" удалось сорвать на банкете.
"Статистика по России за 2024 год и моя личная – мальчики получают больше чаевых, чем девочки. Тому есть одно объяснение: в основном посетители общепита – это женщины. Несмотря на то, что чек иногда закрывает мужчина", – продолжает ресторатор.
В сфере извоза практику чаевых также стремятся сделать общеупотребительной: например, пользователи "Яндекс Такси" могли заметить, как в приложении появились приписки о том, что водитель копит на новый телефон, свадьбу, ремонт или просто "на заветную мечту". Но пока, по рассказам барнаульских таксистов, говорить о существенной прибавке к основному заработку не приходится.
"Обычно те, кто наличными рассчитывается, просто не берут сдачи. Грубо говоря, если 180 рублей стоит поездка – 200 дают, но не обозначают, что это именно чаевые. Раз в три дня рублей 12-20 рублей кто-нибудь переведет конкретно на чай. Я думаю, вряд ли это станет дополнительным заработком. Потому что гайки закручивают таксистам, заработать все сложнее. Если раньше мне хватало работать две недели в месяц, чтобы нормально получать, то сейчас уже 3-3,5 недели", – делится наблюдениями работник службы "Яндекс Такси" Максим.
"В такси эта практика нечастая. У нас не настолько щедрый народ, не тот менталитет. Если и дают, то максимум полтинник. Но и у нас цены бывают иногда завышены. Допустим, вы сейчас доехали за 400, а в час пик бы это стоило 600. И еще что-то вымогать и выпрашивать? Мне просто стремно", – добавляет водитель такси "Город" Сергей.
Несмотря на то, что чаевые – это деньги, которые идут "мимо кассы", финансовые аналитики получили возможность оценить масштаб операций с ними: в стране активно развиваются безналичные способы вознаграждения. По данным сервиса T-Pay, за первое полугодие 2024 года объем электронных чаевых увеличился на 82% по сравнению с прошлым годом, а число самих платежей – почти на треть.
Схожую динамику демонстрирует также сервис "ВТБ чаевые", где рост таких транзакций составил почти 46%, сообщает "Коммерсант".
"Сегодня из 100 рублей 91 рубль оплачивается безналом. В общепите это факт. Если говорить про гигантов, сейчас на российском рынке есть три таких сервиса, через которые собираются чаевые. Я недавно был на мероприятии, там выступал представитель одной из крупных площадок, которому принадлежит около 46% рынка чаевых в России. По его данным, средний размер чаевых составил порядка 394 рублей вкруг – и по доставкам, и по ресторанам", – добавляет Евгений Кураков.
Как правило, эти приложения взимают комиссию, но плюсов в них для заведения гораздо больше, добавляет администратор ресторана Анна: онлайн-сервисы позволяют сделать оргвыводы о работе персонала.
"Если оставляют очень маленькие чаевые – значит, проблема в сервисе. Мы это используем для анализа: если у какого-то официанта процент ниже, чем у других, значит, что-то не так, где-то мы его недоучили".
Себе на карман или в общий котел
Несмотря на появившуюся возможность учета чаевых, эта форма заработка не подлежит налогообложению.
"Чаевые – это форма дарения за то, насколько вам понравилось оказание той или иной услуги. У нас есть письмо налоговой службы, что чаевые – это добровольный взнос", – отмечает доцент кафедры финансов и кредита АлтГУ Светлана Лепешкина.
Однако внутри организации могут быть приняты свои варианты "администрирования" этих сборов.
"Некоторые работодатели воспринимают это как частный заработок каждой персоны. У некоторых какой-то процент идет в общую "шкатулку", которая разбрасывается на бармена и на кухню. Есть примеры, когда все "тело" чаевых идет в общий котел. Но это, на мой взгляд и на взгляд многих моих коллег, неправильная система: заработал хороший официант, а "размазали" на всех", – делится Кураков.
"В некоторых заведениях есть такая практика, когда 60% остается официанту, 40% идет на кухню либо барменам. Но у нас в ресторане такая политика: если ты сам вел свой стол от начала до конца – все чаевые твои. Если тебе помогали, то уже сам официант решает, сколько дать коллегам. У тех работодателей, которые забирают чаевые, большая текучка", – добавляет администратор ресторана Анна.
Давать или не давать?
"Когда я работала в салоне, у меня была дурацкая цена за стрижку – 460 рублей. Когда я ушла работать на себя, я на первое время оставила ту же сумму. И каково было мое удивление, и смешно было всегда, когда мужчины стоят и ждут 40 рублей сдачи. Особенно если это мужчины, которые приезжают на "Лексусах" и рассказывают мне, пока мы стрижемся, как они отдыхали на престижных курортах. Для меня это было очень странно. Из десяти один скажет, мол, не надо сдачи, вот тебе 500 рублей", – рассуждая о чаевых, говорит барнаульский парикмахер Ида Яковская.
Елена Лукина, заведующая кафедрой экономики и финансов алтайского филиала РАНХиГС, считает, что мастеров индустрии красоты необходимо поощрять хотя бы потому, что они часто жертвуют своим личным временем и находят "окошки" для своего постоянного клиента.
"Мастер советует, подойдет или не подойдет клиенту тот или иной образ, предупреждает, насколько длительный эффект, например, от нанесения какого-то покрытия. Когда исполнитель честен с потребителем – это достойно уважения, это должно стимулировать к хорошей работе. И чаевые здесь – как благодарность", – продолжает Елена Лукина.
Работники ресторанного сегмента призывают относиться к чаевым как к норме этикета и символической плате за созданную атмосферу дружелюбия и учтивости.
"Официанты часто подсказывают по выбору еды. Они ведь все меню пробовали, а не все блюда в любом ресторане на 100 баллов. Они подскажут по выбору вина, чтобы все сочеталось и было вкусно. Официант знает, что определенные позиции нельзя смешивать. Это забота о клиенте", – поясняет работник ресторана Анна.
Но среди потребителей, как и среди экономистов, нет единого мнения по поводу чаевых. Ряд экспертов считают их порочной практикой, полагая, что она приводит к перекладыванию ответственности за материальное обеспечение работников.
"Негативные аспекты у этой практики есть – мы иногда работников сферы услуг "развращаем", и они ждут чаевых как обязательный элемент наших отношений. С точки зрения работодателя – они понимают, что такая практика есть и, действительно, могут занижать заработную плату, понимая, что эти люди все равно "доберут". Но в то же время у тех, кто работает качественно, зарплата должна быть достойной помимо чаевых. Я думаю, сейчас, в условиях дефицита кадров, работодатели все-таки это осознают", – добавляет Елена Лукина.
"Лично я даю чаевые. Для меня это как "фэншуй" – поблагодарить за учтивость и внимание. Мы с вами сталкиваемся с различными уровнями сервиса. И этот уровень сервиса никоим образом не будет отражен в чеке – там зафиксирована только цена продукта. А вот дальше мне уже понравилось или не понравилось. Какие-то отдаленные последствия в виде того, что работодатель не станет платить зарплату, с моей точки зрения, маловероятны", – считает экономист Светлана Лепешкина.
Эксперты резюмируют: голосовать ли дополнительным рублем за оказанную услугу – выбор, а не обязанность потребителя, тем более если качество обслуживания оставляло желать лучшего.