"Толк" начинает проект "Сделано в Алтайском крае» со знакомства с компанией "Аксоид", которая за 30 лет работы серьезно потеснила в своем сегменте зарубежных производителей
Барнаульская компания "Аксоид" крепко заняла нишу по производству транспортерных сеток и конвейерного оборудования. В списке клиентов пищевые предприятия всероссийского уровня и крупные ретейлеры. За опытом сюда приезжают конкуренты из европейских стран, многие из которых в дальнейшем становятся партнерами.
В приоритете новаторство
Знакомство с "Аксоид" начинается с музея предприятия, где собраны уникальные экспонаты, наглядно демонстрирующие историю становления и развития. А все начиналось со стремления основателя фирмы Игоря Афонина к новаторству, экспериментам, с его способности мыслить нестандартно и предварять, казалось бы, не выполнимые идеи в жизнь.
"После вуза я пришел работать на один из барнаульских заводов инженером. Первое что меня поразило, это консерватизм, как руководства, так и персонала, нежелание усовершенствовать производственный процесс. Все работали как-то по накатанной. Помню, предложил технологию, которая бы позволила автоматически отсеивать брак, а не перебирать детали вручную. Меня даже слушать на эту тему не стали, а сегодня эта технология широко используется на многих предприятиях", – вспоминает Игорь Афонин.
В 90-е годы, когда в России стали создавать первые кооперативы, Афонин ушел в свободное плавание и занялся бизнесом. Начинал с производства деревянной мебели, которую изготавливал прямо у себя дома. Ее образцы до сих пор хранятся в музее: массивные стулья, люльки для младенцев, пуфики ручной работы. Но это дело не приносило желаемого дохода, и начинающий предприниматель попытался занять другую нишу.
"Решил заняться производством сетки-рабицы, которая в то время пользовалась хорошим спросом у дачников. Сам изобрел и изготовил оборудование для ее плетения. Сначала дело вроде пошло, но сказался кризис 90-х, когда населению не выплачивали заработную плату, и людям стало не до рабицы. Пришлось вновь перестраиваться под рынок", – рассказывает основатель "Аксоида".
Открыты для конкурентов
Большинство оборудования, которым оснащены цеха, собственного производства. Из года в год станки модернизируют, усовершенствуя технологии, повышая качество изделий.
"Мы постоянно экспериментируем, придумываем что-то новое. Собираемся, обсуждаем идеи и воплощаем в жизнь наиболее перспективные. Так, недавно разработали и изготовили автоматизированную линию упаковки сыра. В планах выйти на серийное производство, так как спрос на это оборудование есть", – говорит Афонин.
Инновационными технологиями, разработанные конструкторами "Аксоида", активно интересуются как российские, так и иностранные производители аналогичной продукции. Руководство предприятия не скрывает свои новации и делится ими с конкурентами, в свою очередь, перенимая их опыт.
"Мы открыты для конкурентов, охотно идем на сотрудничество. С кем-то у нас деловые отношения, с кем-то уже даже дружеские. Будут развиваться они, и это в свою очередь будет подгонять и нас к совершенствованию. Останавливаться на достигнутом – нельзя", – уточняет руководитель фирмы.
Еще одно конкурентное преимущество на достаточно специфическом рынке – это богатый ассортимент выпускаемой продукции. "Аксоид" производит сетки плетеные, глазировочные, сборные транспортерные, на цепях и с выступами, модульная лента, конвейерное оборудование, звездочки, валы, транспортеры для морозильных камер и сбора яиц, шестерни
и инструменты для изготовления сетки и прочее.
Кроме того, предстоит развивать филиал в Мамонтовском районе, который заработал в этом году.
"Номенклатуру выбираем по запросу рынка. Идеи подсказывают наши партнеры-заказчики. И, пожалуй, главное преимущество нашего бизнеса – это гибкость, мобильность, новаторство", – уточняет Игорь Афонин.
Среди заказчиков продукции есть крупные российские компании пищевой промышленности, продуктовые ретейлеры. Заказы поступают со всей России, стран СНГ и даже дальнего зарубежья.
"Если на начальном этапе нам приходилось обзванивать потенциальных заказчиков, рассылать им письма с предложением приобрести нашу продукцию и слышать в ответ скептические высказывания, мол, что это за фирма из какого-то Барнаула, то сегодня "Аксоид" не нуждается в представлении.
Мы себя зарекомендовали в нашем сегменте рынка, нас знают, нам доверяют. Но мы охотно участвуем в специализированных выставках, в том числе и международных. Для нас это возможность продемонстрировать какие-то свои инновации, да и изучить опыт других участников тоже полезно", – отмечает коммерческий директор "Аксоида" Жанна Афонина.
Хорошая мотивация
Оборудование в производственных цехах работает в автоматическом режиме, выдавая заготовки для будущих изделий. Однако без ручного кропотливого труда здесь не обойтись. Именно люди собирают их как конструктор в конечный продукт.
"Работа не сказать что сложная, но требует усидчивости, внимательности, точности. Вот посмотрите, из этих множественных деталей собираются пластиковые модули, которые используются мясоперерабатывающими предприятиями, в хлебобулочном производстве, заготовке овощей и фруктов. Это кропотливый труд", – поясняет коммерческий директор.
За последние годы, добавляет она, коллектив немного обновился. На заслуженный отдых ушли те, кто вместе с Игорем Афониным стоял у истоков создания бизнеса. На смену пришли молодые кадры.
"Сейчас у нас сложился стабильный коллектив. Главный критерий к подбору персонала – это желание работать. Если это качество кандидат показывает в течение испытательного срока, то он становится членом нашей дружной команды", – продолжает Жанна Афонина.
Руководство понимает, что одной достойной заработной платой сложно удержать молодых работников и создает условия, что бы они комфортно чувствовали себя на предприятии. Для сотрудников, а их около ста, организовано бесплатное питание в столовой фирмы, есть комната отдыха, спортивный зал, теннисная площадка.
"У нас индивидуальный подход к каждому сотруднику. Если кому-то потребуется помощь, всегда готовы оказать содействие, в беде и в радости не бросаем. Люди ценят человеческое отношение, думаю, это хорошая мотивация для плодотворного труда помимо заработной платы и комфорта", – отмечает Жана Афонина.
Игорь Афонин не скрывает, что на его предприятии нет ни одного специалиста с высшим образованием. Диплом в кармане, считает он, не говорит о высоком профессионализме. В свое время, признается основатель "Аксоида", пошел учиться в вуз, так как без корочек, невозможно было устроиться на предприятие.
"Для меня важно, чтобы человек был с мозгами, руками и желанием творить, изобретать и воплощать в жизнь. Именно такой персонал мы подобрали в команду, что позволяет нам постоянно двигаться вперед", – уверен Игорь Афонин.
В планах еще много идей, которые рождаются в процессе "мозгового штурма". Руководство компании всегда "за" новаторство и поощряет премиями тех, кто предлагает что-то новое и перспективное. Главное в "Аксоиде" это не боятся экспериментировать, благодаря чему предприятие динамично развивается.