Помогает ли вера встать на путь праведника и могут ли купания в освященной воде смыть грехи, за которые сажают в тюрьму?
Для большинства верующих праздник Крещения Господня проходит одинаково: люди идут в храм, набирают святую воду, а кто-то и участвует в купаниях в проруби. Осужденные, отбывающие наказание по ту сторону колючей проволоки, не остаются в стороне от православных традиций. Корреспондент "Толка" побывал на Крещении в Лечебном исправительном учреждении № 1 УФСИН по Алтайскому краю (ЛИУ-1), чтобы узнать, как этот день проходит в строгих стенах колонии и помогает ли отпущение грехов встать на праведный путь.
"Мало просто погрузиться в освященную воду"
Есть ли место вере за колючей проволокой? Иерей Александр Побединский уверен, что есть. Будучи помощником начальника УФСИН по Алтайскому краю по организации работы с верующими, он не первый год помогает заключенным приобщиться к Богу. В ЛИУ-1 священнослужитель ежегодно проводит обряд крещения. Начинается он в храме иконы Божией Матери "Неупиваемая чаша", расположенном на территории исправительного учреждения. Перед богослужением иерей Александр рассказывает осужденным о том, как правильно креститься, и напоминает о важности духовной чистоты.
"Почему человек оступается? Потому что запутался, пошел ложной дорогой. Прикосновение к высшему может поменять его жизнь, подвигнуть на благие поступки", – отметил он.
В небольшом помещении храма все желающие поприсутствовать на праздничной службе, конечно, помещаются, но стоять приходится в два ряда. Священнослужителя заключенные слушают по-разному: кто-то – пристально наблюдая за его действиями, другие – словно смотря куда-то сквозь него или вовсе закрыв глаза и размышляя о чем-то своем.
После чтения молитвы настоятель освящает воду для питья, а затем и в "иордани" возле храма. Сам иерей Александр Побединский на обряд купания смотрит с долей философии.
"Мало просто погрузиться в освященную воду, человек должен быть благорасположен сердцем, чтобы принять это очищение. Коль с лукавством подходить, это просто будет профанацией и не принесет ничего. Если осужденные имеют искренне раскаяние в сердце, погружение в купель для них – начало праведной дороги. Дальше нужно продолжать жить по вере, обязательно участвовать в таинствах покаяния и подтверждать все добрыми делами", – говорит он.
Купели без куполов
В ЛИУ-1 в крещенскую "иордань" окунуться решили 11 человек. Естественно, выехать к прорубям, обустроенным на реках, заключенные не могут, поэтому купель для них делают прямо на территории учреждения, вручную наполняя деревянное сооружение водой. Несмотря на снег и морозец, к иордани выстроилась настоящая очередь. Скинув черные робы, осужденные один за другим подходят к купели и, перекрестившись, ныряют в холодную воду.
Что примечательно, на теле многих из них нет и намека на татуировки. И даже среди тех, кто когда-то решил украсить свою кожу чернилами, едва ли найдешь синие звезды и купола кустарной работы.
Сам обряд проходит так слаженно и организованно, будто осужденные репетировали его не один день. Поднявшись по деревянной лестнице купели, мужчины крестятся, трижды окунаются в воду с головой, после чего уступают место следующему заключенному. Иерей Александр Побединский, человек с твердой верой и мягким сердцем, каждого из них дожидается внизу, чтобы благословить и поддержать на нелегком пути исправления.
Окунуться в ледяную воду не побоялся никто из желающих. Холод, правда, порой все-таки брал свое, поэтому кто-то бежал обратно в теплые бараки, в прямом смысле теряя тапки. А кто-то, наоборот, совсем не чувствовал январского мороза.
"Холодно было только сначала, сейчас уже жарко стало. Я не первый год окунаюсь в купель и каждый раз чувствую себя словно заново рожденным: полон энергии, силы, здоровья", – отмечает один из осужденных.
После купаний священнослужителю пришлось задержаться: несколько осужденных специально ждали этого дня, чтобы освятить крестики. Один из них, Александр, честно признался, что никогда не участвует в купаниях в проруби, однако в Бога верит искренне и считает, что это важнее.
"Моя вера – в душе, и это главное. Я не буду лукавить и говорить, что постоянно посещаю храм. Я верю для себя", – говорит он.
ЛИУ-1 – не единственное исправительное учреждение, где прошли традиционные купания. "Иордани" соорудили на территории пяти мест лишения свободы. Поможет ли осужденным духовная работа над собой перенести тяготы заключения и, выйдя на волю, оставить темное прошлое позади – покажет время.