Что такое деловой этикет и почему все крупные компании его изучают?

Правила этикета из первых уст: интервью со специалистом Евгенией Скиба, которая заинтересовала своим делом всю редакцию "ТОЛКа"

Знаете ли вы, как правильно встречать зарубежных партнеров, как подавать визитку и вести себя за столом на приемах? А героиня нашего нового материала все это умеет. В гости к "ТОЛКу" пришла специалист по этикету Евгения Скиба, рассказала о своем деле и дала несколько полезных советов читателям портала.

– Евгения, расскажите, как Вы пришли в эту сферу и где работали раньше.

– По образованию я менеджер культуры, окончила профильный институт и работала продюсером в студии звукозаписи известной рекламной компании. Когда я ушла в декрет, поняла, как многого не знаю из того, что хотела бы передать своим детям. Я сама начала изучать правила этикета, и меня эта сфера затянула. Первые настоящие занятия я прошла по "Скайпу", в течение пяти часов мы общались с преподавателем из Санкт-Петербурга, было очень интересно. Далее я побывала на тренингах в Новосибирске и в Санкт-Петербурге, где мне удалось пообщаться с руководителем Управления государственного протокола Администрации Санкт-Петербурга Иваном Арцишевским. Это было невероятно познавательно, он потомок Романовых, а в такой семье правила этикета передаются из поколения в поколение. После я уже сама начала вести тренинги.

– То есть о правилах этикета можно узнать только на занятиях?

– Какие-то простые вещи можно найти в интернете и прочитать в книгах. Но в первом случае человек столкнется с большим количеством ложной информации. В Сети, например, много картинок с положением приборов, так вот, это фейк – положений всего два: пауза и я наелся. В случае с книгами проблема в том, что хорошей литературы по данной теме очень мало. После революции 1917 года в России намеренно искореняли правила этикета, и даже высокие чины допускают ошибки. 

– А если человек решил все это изучить, с чего ему начать?

– Человек может пойти к тренеру, например, ко мне, может заниматься сам, может взять групповые или индивидуальные уроки. Есть занятия в интернете, но опять же нужно понимать, к кому вы идете. Например, я знаю курсы с хорошей рекламой и маркетингом, но специалист, который их ведет, делает много ошибок, и уровень информативности на его занятиях маленький. 

– А почему вообще этикет имеет такое большое значение?

– Дело не в том, как есть или как сидеть. Этикет – это правила комфортной жизни, нам всем должно быть удобно друг с другом. Мы находимся в обществе, и понятно, что за столом не нужно расставлять локти, просто потому, что другому человеку будет неудобно, или нельзя входить в общественный транспорт с рюкзаком на спине, так как это будет мешать другим. Недавно я была в Москве на занятиях консультанта по этикету королевской семьи Уильяма Хансона. Он говорил, что, когда англичане знакомятся, мысленно подразумевают вопрос: "Как я могу улучшить твою жизнь". Мне это очень понравилось. Я знакомлюсь не для того, чтобы получить что-то, а чтобы помочь. Если бы все так относились друг к другу, было бы замечательно.

– Обычно этикет воспринимают как некий набор правил о том, как держать ложку или вилку, но то, что вы рассказываете, выходит за эти узкие рамки. Где еще человеку могут пригодиться эти навыки в обыденной жизни?

– Этикет разный: у нас свои правила, в другой стране – свои. Прежде чем куда-то ехать, стоит узнать, что можно, а что нельзя. Даже подавая визитку в деловой сфере, вы должны понимать, как это сделать правильно, так как каким-то жестом можете оскорбить человека. 

Кроме того, сейчас в Москве при приеме на работу уже есть графа "Знания делового этикета". Человек приходит на собеседование и просто ожидает своей очереди, а специалист компании наблюдает, как он сидит, как он себя ведет, и делает выводы, можно ли доверить ему что-то важное или позвать на встречу с иностранцами. У нас в городе в этом плане пока проще, но я думаю, что и в Барнаул это придет. В Центральной России интерес к протоколу огромный, этому учат и взрослых, и детей, услуги эти там стоят больших денег.

– А к Вам кто обращается чаще?

– Обычно я работаю с компаниями, и в основном с теми, которым важны межкультурные коммуникации. Им необходимо знать, как правильно встретить иностранцев, понять, что им подарить. В некоторых странах есть определенная сумма, на которую можно сделать подарок, а есть те, где вообще от партнеров подарки принимать нельзя. Большую роль играет деловой дресс-код: к делегации из Китая ни в коем случае нельзя выходить в джинсах – это может оскорбить людей.

Другой важный аспект – гостеприимство в офисе: в некоторых фирмах секретарь, предлагая кофе или чай, просто небрежно кидает эту фразу. А важно, напротив, показать клиентоориентированность, сервис, свое радушие. 

– А как работники этих компаний воспринимают ваши занятия?

– Работники компаний реагируют по-разному, мне кажется, это зависит от должности: люди с более высоким статусом очень заинтересованы. Иногда у меня возникают такие полемики, что душа радуется. Например, как-то на занятиях был молодой человек, который изучал инаугурацию Владимира Путина, и мы обсуждали, в чем кто был одет и многое другое – это все важно. 

– А кто еще, кроме бизнесменов, с Вами работает?

– Востребованы занятия среди детей, в основном по столовому этикету. Кроме того, я преподаю в модельной школе. Женщины очень интересуются, как снять элегантно одежду, как сесть за стол, куда поставить сумочку.

– А сколько времени требуют занятия?

Все зависит от цели. Столовый этикет можно понять за несколько часов, а если человек захочет изучить викторианскую эпоху, то это, конечно, займет больше времени.

Несколько полезных советов от Евгении Скиба:

1. Приходя в ресторан с сумочкой, женщина может поставить ее на сидушку стула за собой, так как дамы обычно не сидят, откинувшись на спинку. Если у сумки есть ножки, ее можно поставить на пол. Но это зависит от страны: в России это позволительно, в Китае – нет.  В некоторых ресторанах есть скамейки и пуфики для сумочек и телефонов

2. Телефон на стол класть нельзя. Если вы на деловой встрече, то его следует поставить на беззвучный режим. Если вы ждете звонка, то предупредите о нем собеседника заранее.

3. Полный куверт (сервировка) с 16 вилками и 16 ложками вы встретите только на очень торжественных мероприятиях. В таких случаях на столах есть меню, которое подскажет, какими приборами пользоваться. Но в целом запомните, что приборы нужно брать с краю и двигаться к тарелке.

Лента новостей

Реклама: ООО СЗ «ВиСКью» ИНН: ИНН 2224188899 Токен: LjN8Ju18L