Нет ничего важнее кофе. История барнаульца, создавшего сеть кофеен Renoir Coffee

Нет ничего важнее кофе. История барнаульца, создавшего сеть кофеен Renoir Coffee
Нет ничего важнее кофе. История барнаульца, создавшего сеть кофеен Renoir Coffee Фото: Анна Меньшикова

Как барнаулец Роман Канбаров открыл три кофейни в Барнауле и Кемерово, сколько потратил и почему не хочет считать прибыль

"Мы убедили руководство самого охраняемого ТЦ города открываться в 8 утра, чтобы горожане могли выпить кофе", – говорит основатель кофеен Renoir Coffee Роман Канбаров.

Почему точка кофе на вынос в "Марии-Ра" оказалась провалом, какая прибыль казалась колоссальной в 2015 году, почему кофейня в ТД "Ультра" не должна была открыться, чем был интересен ТЦ "Гулливер", что пошло не так с ТЦ "Галактика" и какую ошибку допустили при запуске заведения в Кемерово? Своим опытом кофейного бизнеса "с ТОЛКом" поделился владелец сети Renoir Coffee.

Сейчас сеть кофеен Renoir Coffee представляет собой три заведения – два в Барнауле и одно в Кемерово.

Бизнес-идея

Мы не думали, что будем заниматься Specialty Coffee* и развивать кофейню в формате третьей волны**. Третья волна – это не вывеска, а скорее совокупность культурных факторов. И только посетители могут определить, так ли это. Но мы стараемся работать в этой парадигме и занимаемся Specialty Coffee.

Вначале это была попытка просто заработать денег на съемную квартиру. Честно. Это был 2014 год. Про финансовый кризис все помнят. И было довольно тяжело. Мы хотели стать частью бизнес-тренда и получить прибыль. Мне нравился кофе, но я не считал себя эстетом. А потом уже появилась идея, направление, и все сложилось.

Мария-Ра

В марте 2015 года открылись в "Ультре", до этого пару месяцев мы стояли в "Марии-Ра" у вокзала. Это был провал. Мы думали, что если пеший трафик 10 тысяч человек по улице проходит, то сразу гарантированно все к нам повалят. Но там был востребован не кофе, а стаканчики, чтобы наливать в них водку.

ТД "Ультра"

Мы стояли в ТД "Ультра" на входе под лестницей. Эта точка приносила чистой прибыли 20 тыс. рублей. Мы не платили за аренду в первый месяц. Потом аренда была очень небольшой – тысяч 15 в месяц. И начался бизнес. С месячной прибылью в 20 тысяч, но начался. А эта сумма, кстати, мне казалась тогда колоссальной. Представь, первый раз в жизни у меня такая сумма. Более того, мне лично доставалась только половина этих денег.

Сколько мы вложили денег: чтобы начать работать, вложили примерно 400 тысяч. Это дизайн интерьера, покупка стойки (потом мы ее выбросили), покупка оборудования, банки-склянки. Начинали работать на арендованном кофейном оборудовании, но на первые деньги купили свое. Половина суммы – 200 тыс. – это были деньги партнера. А я еще назанимал денег.

Ежемесячные траты: все, что не прибыль, – расходы. Нам оставалось 20 тысяч. Мы продавали в день на 3-3,5 тысячи рублей. 15% уходило на аренду, 20% – в прибыль. Остальное шло на закуп оборудования и зарплату.

Мы старались сделать хорошо, просто у нас очень сильно поменялось понятие о том, что такое на самом деле хорошо. Тогда для нас хорошо было кофе Lavazza. С другой стороны, за эти годы в кофейной индустрии многое поменялось.

Кофейня в центре первого этажа

Потом руководство торгового дома заявило, что им нужно заведение в центре первого этажа. А мы сказали, что не можем и не хотим. У нас не было ни опыта, ни понимания, ни видения, как это будет работать. Тогда ответил, что нет, мы на это не пойдем, и так уже вложили 400 тыс. рублей. Тогда эта цифра обязательно произносилась с заиканием. Да и денег больше не было, мы еще не успели заработать. А то, что успели, ушло на раздачу долгов.

Мы отказались открывать кофейню, решили дальше стоять под лестницей. Но нас честно предупредили, что будет заведение. И нам, кстати, предлагали место, где сейчас продают вино. Мы посчитали, что это далеко. Я же говорю – мы не знали, что люди идут на продукт. Мы считали, что народ идет, внезапно видит кофе и покупает. Да, мы хотели делать качественный кофе, но не думали, что к тебе поедут из другой части города. А на самом деле поедут.

И в ноябре, когда я вернулся из Китая, где был в командировке по первой работе (я до сих пор работаю на двух работах, но не потому, что мне мало денег с кофе, я просто люблю работать), мне звонят и говорят, что с нами расторгают договор.

Я решил занять проактивную позицию и говорю – да ни фига. Приезжаю, у нас рабочая встреча с руководством, нам говорят, что все, там ребята уже юрлицо зарегистрировали, а вы съезжаете. И встанут они в центре. Я говорю, что в центре – это другое дело. Хотя сейчас скажу, что если бы нам даже и в центре предложили встать, мы бы отказались, потому что было много страха, опасения и скепсиса.

Через две недели раздался звонок, и нас позвали назад. Оказалось, что ребята, которые хотели встать на эту точку, внезапно отказались.

Потом был полный трэш. Начались страшные займы. Второй раз мы вложили больше, чем в прошлый раз. Примерно полмиллиона. Всего на тот момент в кофейный бизнес было вложено почти 900 тысяч рублей. И мы еще много вещей докупали потом. Посадку надо было докупить, мебель. И процесс докупания никогда не заканчивается, потому что что-то всегда изнашивается или появляется что-то новое. Сколько по итогу мы вложили – сложно сказать. Давай так, если бы я сегодня такую точку открывал, я бы в 2 млн уложился. И тогда тоже приходилось занимать деньги. Было время, когда доходы не успевали за потребностями.

Гулливер. "Ребята, мы реально классные"

В "Гулливер" мы зашли осенью 2016 года. Просто сказали, что, "ребята, мы реально классные, мы не хотим делать пресловутую точку с собой". Тем более что у нас уже здесь (в "Ультре". – Прим. авт.) получился неплохой экспириенс, когда мы поняли, что если людям дать возможность красиво присесть, обеспечить сервисом, то лояльность возрастает. Это мы и сказали в "Гулливере". А еще мы сказали, что нам нравится делать красиво. Был еще один фактор – мы согласились на очень высокую аренду. Нам сказали космическую цену, а мы сказали – О`кей. Но потом она отрегулировалась до каких-то вменяемых размеров. Сумму называть не хочу.

Я не знаю, сколько было желающих зайти туда, но думаю, что все основные игроки и ноунеймы. Место очевидное: торговый центр на втором проспекте города с огромным офисным зданием в 15 этажей.

Кемерово

Что-то пошло не так. Там очень высокая аренда. Есть чеки, но мы думали, что их будет очень много, а их просто много. Понимаешь? Ошибка была не в том, что Кемерово не пьет кофе. Мы не соотнесли уровень аренды.

ТЦ "Галактика"

Хотели зайти, но не смогли. Это красивый торговый центр, неплохо заполнен с точки зрения арендатора, это точка трафика. Я не знаю, почему не получилось, выбрали другую компанию.

Америка и кофе

Я познакомился с миром Specialty Coffee в Америке. Уехал туда на стажировку в 2016 году. Мне очень хотелось развиваться. И я писал заявку на стажировку как собственник кофейни. Но на кофейную стажировку я не попал. Однако я попал в компанию, которая разработала и запатентовала уникальную технологию пастеризации яиц в скорлупе. Как связаны яйца и кофе? Никак. Поэтому я стажировался в компании с другим профилем и ходил по лучшим кофейням Чикаго.

Я начал связываться со всеми крутыми кофейными компаниями, которые там были, я договаривался о встречах, проводил интервью, покупал обучение, ходил к ним на каппинги. Одного парня из "Интеллигенции кофе" (Intelligentsia Coffee – легендарная сеть кофеен, одни из лучших кофейных заведений в Чикаго. – Прим. авт.) я случайно поймал на мероприятии. Такие встречи в Америке за полгода планируют, а бизнесмены – за год.

[Гонконг_кофе_тур] кофейный Гонконг в лицах бариста. Мы всегда говорили, что кофейня начинается с бариста, и наш тур по кофейням Гонконга это подтвердил. Очень разные, но всегда приветливые и профессиональные. Перед вами люди, которые спасали нас по утрам и рассказывали про город: про недорогие места с отличной едой, про лучшие кофейни, про то, как устроен Гонконг, про сложности, с которыми сталкиваются местные кофейни. Каждая кофейня достойна отдельного рассказа, но начать нам хотелось именно с этого. #renoir_coffee #hongkongcoffeetour #renoircoffeetour

Публикация от Renoir Coffee (@renoir_coffee)

Я открываю интернет и пишу: лучший кофе в Чикаго. Ищу заведение, начинаю все фотографировать и все записывать. Кофейни там на тот момент были устроены иначе, не как у нас. У них не было разграничения по формату: с собой или в заведении. Меню отличалось от нашего. Нет сиропов, есть альтернативные способы заваривания кофе.

Объяснять вкус кофе надо через физику и химию. А не так, как у нас – кисло – плохо. Я заказал чашку эспрессо, а он кислый. А я думал, что кисло – это плохо, очень плохо. Прошу переделать – опять плохо – кисло. И тут я понял, что я вообще ничего не знаю про кофе. Я увидел, что кофейня, если это хорошая кофейня, покупает зерно напрямую, жарит зерна сама, и у них другая культура, другие отношения между гостем и заведением.

Конкуренты

Сейчас в кофейной индустрии идет война всех против всех. Рынок растет. Стало больше людей, которые пьют кофе. Кофейни конкурируют в двух ситуациях: за место (когда открываются) и за гостя, если заведения в двух минутах ходьбы друг от друга. Скоро начнется конкуренция за качество. Но в первую очередь мы конкурируем с растворимым кофе. Потому что большинство людей все еще пьют растворимый напиток.

Доход

Многие в общепите живут по схеме: 25, 25, 25. Когда 25% оборота уходит на персонал, еще четверть на аренду и 25% на ингредиенты. Мы стараемся выбирать такие места, где аренда не будет составлять четверть оборота, а тратим эти деньги на ингредиенты. Половина нашего оборота – это ингредиенты. Если ты покупаешь чашку кофе за 100 рублей, то значит, нам она обходится в 50 рублей только по продуктам. Плюс аренда и зарплата персонала.

Но мы считаем так: лучше мы меньше заработаем, но максимум денег уйдет на продукт. Считай, что это наша бизнес-стратегия. Но если главная идея твоего бизнеса – это деньги, то это уродливо. Если бы мы думали про деньги, мы нашли бы кофе дешевле.

Хотя я не альтруист. Если у нас завтра закончатся деньги, то у нас не будет возможности купить кофемашину за 600 тысяч. У нас стоит кофемолка за 215 тыс. Она никогда себя коммерчески не окупит. Но это качество, статус и развитие моего персонала. Она приносит другую пользу.

Но деньги как таковые меня не мотивируют, меня мотивирует другое. Сейчас у нас стоит хорошая кофемашина, но это базовая модель. А я хочу другую, круче, возможно, одну из лучших в мире. И на этой машине станем еще круче работать, и наш продукт улучшится. Значит, мы можем заработать еще больше денег и потратить их на новую точку, новую кофейню. И хорошего кофе в мире станет больше. Я тогда смогу сказать: мы смогли что-то сделать.

Хороший кофе с 8.00 утра

Кофейня в "Ультре" открывается в 8.00. Это, наверное, самый охраняемый торговый центр города. Он начинает работать в 10.00. Чтобы мы могли готовить кофе для посетителей на два часа раньше, пришлось полностью сменить охранное предприятие.

Это было не так, что я пришел и говорю: я очень хочу! И они такие: ну раз очень, то ладно. Нет, конечно. Я аргументированно изложил свою позицию. Мол, наши деньги – ваши деньги. Будем привлекать гостей, будем работать, чтобы здесь были люди. Они отвечают, что это невозможно при настоящем охранном предприятии. К счастью, совпало так, что была потребность в новом. И когда выбирали оператора охраны, они уже это условие закладывали изначально. Это круто. И я думаю, что торговому дому это обошлось в какие-то деньги, потому что это два часа работы персонала охранного агентства. Плюс это потребовало перестройки системы безопасности, потому что большинство отделов не работает и надо сделать так, чтобы эти зоны были непроходимы. Но при этом мы находимся в открытом пространстве.

Желание/планы

Хочу открыться в центре в своем заведении. Я стал смелее. Я раньше думал, что надо работать в формате без еды, теперь я думаю иначе. Просто надо еду подавать адекватную твоему главному продукту.

Вариантов, как могла бы развиваться кухня в кофейне третьей волны, много. Но это не роллы и не бургеры.

Только цифры

Кофемашина стоит 600 тысяч рублей. Можно дороже, но пока хватает. Кофемолка – 215 тысяч. Обучение персонала стоит денег. Только на перелеты на кофейные соревнования для баристы за год ушло около 100 тыс. рублей. В одной чашке кофе за 100 рублей 50 рублей – ингредиенты. Потом аренда и зарплата. Все, что осталось, – это прибыль.

Еще несколько фраз Романа Канбарова

Вкус – это привычка.

Четыре составляющих хорошего кофе: бариста, машина, зерна и вода.

Нет ничего важнее кофе. Кроме вас.

Если главная идея твоего бизнеса – это деньги, то это уродливо.

Где больше выручка?

На сегодня, наверное, самая большая выручка все-таки в кофейне в "Ультре".

Оборудование

Оборудование везде одинаковое, качество одинаковое, "Гулливер" более проходное место и чуть меньше атмосферы, нет посадки.

*Specialty Coffee оценивается по 100-балльной шкале. Зерна, оцененные в 60 баллов и выше, считаются масс-маркетом; 80 баллов и выше — Specialty. Этот исключительный кофе обычно продукт специфического микроклимата и почв, уникальных практик производства и тщательной обработки.

**Кофе третьей волны – так называют движение Specialty Coffee, которое преподносит кофе как крафтовый напиток, сделанный мастерами своего дела. Ко всем стадиям приготовления кофе, от сбора урожая до обжарки и заваривания, относятся с таким же почтением, как к производству изысканных вин и крафтового пива.
Читать tolknews.ru в
Новости партнеров
Новости партнеров

Вот это чувак фанат своего дела

Очень крутой материал!

Обожаю Ренуар! Классные ребята, вкусненький кофе!