Повышения цен можно ожидать уже зимой
Плату за проезд в барнаульском общественном транспорте поднимали 1 декабря 2016 года. Тогда стоимость проезда в автобусах, в том числе малой вместимости, выросла до 20 рублей, в трамваях и троллейбусах – 19 рублей.
Предполагалось, что повышение тарифов и введение электронных проездных позволит решить ряд проблем, в том числе подсчитать пассажиропоток и оптимизировать работу транспорта, повысить сотрудникам автотранспортного предприятия зарплаты и сделать жизнь горожан удобнее. Но получилось иначе. Доходов едва хватило, чтобы выйти в ноль.
Электронные проездные карты критиковались экспертами. Они заявляли, что эти нововведения потребуют дополнительных средств.
Данные предположения позже подтвердил исполнительный директор Ассоциации пассажирских перевозчиков Барнаула Николай Долженко:
"Почти треть от этого рубля уходит "Центртрансу" (организатор электронной системы оплаты и учета проезда – прим. ред.), а топливо за год выросло на несколько рублей. Так что повышение тарифа особой роли не сыграло, на обновление автопарка это тоже не повлияет, хотя вопрос с зарплатами удалось решить".
Но введение электронных проездных дало свои результаты. Диспетчер каждую неделю направляет сведения о пассажиропотоке в комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи, где принимают решение об оптимизации транспорта.
"Опираясь на полученные данные, в 2017 году изменили трамвайный маршрут №2, который продлен до микрорайона "Восточный". А трамвайный маршрут №3 теперь работает в выходные и праздничные дни. На основе данных статистики было сокращено количество выходов после 21.00 ряда трамвайных и троллейбусных маршрутов. А на пяти маршрутах автобусы большой вместимости заменены на автобусы малой вместимости в будние дни", – сообщали в городской администрации.
Барнаульские перевозчики считают, что для решения проблем нужно повысить стоимость проезда еще на два рубля или искать помощи у государства.
"Наши люди не могут столько платить, да и нельзя все перекладывать на жителей. Есть много вариантов, как решить проблемы транспорта. Как минимум увеличить в бюджете расходы на поддержку. Можно рассмотреть варианты приобретения техники в складчину между перевозчиками и городом или предоставить льготные кредиты на покупку транспорта, чтобы часть выплат брало на себе государство. Мы все это предлагаем, но пока ни один из вариантов не удается продвинуть", – рассказал Долженко.
По словам Николая Долженко, актуальная себестоимость поездки составляет около 30 рублей, но повышение цены проезда до 25-28 рублей, как этого требовали многие перевозчики, будет неподъемной статьей расходов для местных жителей, поэтому они и призывают органы местной власти помочь.
Большинство пассажиров – пенсионеры, которые приобретают проездные билеты за 430 рублей, хотя их себестоимость уже давно превышает 1 тысячу рублей.
Также ряд перевозчиков предлагают создать маршрутные транспортные средства "премиум", стоимость проезда в которых была бы выше средней цены проезда, но ниже стоимости обычного такси. По их мнению, это помогло бы существенно разгрузить заполненный транспорт в часы пик и принести дополнительные средства автопаркам. Целесообразность метода сейчас изучается.
Этот метод похож на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам.
Ранее такое право получили маршруты №6, 32, 34, 47, 65, 76, 117, 120. Позднее был объявлен конкурс на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам для маршрутов №18, 33, 54, 58, 77, 121.
А между тем цены на запчасти, электро– и теплоэнергию, горюче-смазочные материалы, на бензин и дизельное топливо продолжают расти. Выросло содержание системы электронного проезда, необходимо повышать заработную плату водителям и кондукторам, необходимо обновление транспортного парка, из-за разницы курса стоимость новых автобусов увеличилась на 10-25%.
Представители крупных транспортных предприятий Барнаула писали коллективное обращение губернатору Виктору Томенко, который на тот момент был врио. В мэрии краевой столицы их попросили подождать с повышением до осени, после выборов губернатора Алтайского края. Причем изменение тарифов уже должно было состояться летом 2018 года, но отложено из-за отставки губернатора Алтайского края Александра Карлина.
Также проблемой является необходимость увеличить компенсации за перевозку льготников и доплачивать за пенсионеров. По подсчетам бизнесменов, за каждого федерального или краевого льготника они недополучают 300 рублей в месяц. Помимо этого, они просят вернуть разницу в стоимости проезда между большими автобусами и малыми.
По словам одного из перевозчиков, если тщательно подсчитать все затраты, заложить деньги на обновление парка автобусов и повышение зарплат сотрудникам, то тариф надо повысить вдвое — до 40 рублей. Но предприниматели понимают, что это нереально, и ждут хотя бы традиционного повышения на 1−3 рубля.
В городской администрации понимают, что тянуть с повышением цен на проезд больше нельзя. Перевозчики тоже это понимают и ожидают повышения цен в январе-феврале.
С декабря 2000 года: 4 рубля;
с апреля 2002 года: 5 рублей;
с мая 2003 года: 6 рублей;
с ноября 2004 года: 7 рублей;
с ноября 2005 года: 7,5 рублей;
с июня 2008 года: 9 рублей;
с августа 2008 года: 10 рублей;
с марта 2011 года: 12 рублей;
с февраля 2013 года: 14 рублей;
с февраля 2014 года: 15 рублей;
с июля 2015 года: 17 рублей;
с декабря 2016 года: 20 рублей.