Что происходит за закрытыми дверями производства барнаульского завода "Модест"
О том, что АО "Модест" планируют включить в прогнозный план приватизации государственного имущества, стало известно только в этом году. Информация вызвала противоречивые чувства: были как сторонники данной инициативы, так и противники. Кроме того, 2 августа был вынесен приговор экс-генеральному директору завода "Модест" Антониде Устиновой, которая признала вину в получении взятки в особо крупном размере. Ей назначено наказание в виде 8 лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима и штраф в 14 млн рублей.
Сегодня об этом предприятии говорят не как о производителе качественной продукции, общественность интересует дальнейшая судьба компании и что происходит за закрытыми дверями производства.
Слухи о приватизации
Информация о том, что "Модест" могут выставить на продажу, появилась в середине апреля текущего года. Извещение поступило депутатам Заксобрания от министерства имущественных отношений края, поскольку именно это ведомство и принимает подобные решения. Тогда начальник ведомства Александр Большаков заявил altapress.ru, что предприятие надо развивать, но оно ограничено имеющимся земельным участком.
Однако в настоящее время нет окончательного решения о выставлении на торги пакета акций завода по производству детского питания.
Кроме того, заявления о приватизации "Модеста" делаются на фоне сложной ситуации с тепличным комплексом "Индустриальный". Сегодня уже принято окончательное решение о передаче комплекса в аренду (с дальнейшей продажей) в частные руки. При этом краевые власти открыто говорят, что "Индустриальный" – банкрот и иного выхода, кроме как передать комплекс в частные руки, нет.
С "Модестом" ситуация несколько иная – это предприятие работает в прибыль. И объемы производства барнаульского завода ежегодно увеличиваются примерно на 10%. При этом у властей нет намерения и дальше вкладывать деньги в "Модест". Среди объективных причин – низкая конкурентоспособность завода и ограничения по расширению площадей и мощностей. Кроме того, несмотря на то, что "Модест" работает в плюс, у компании не хватит собственных средств для закупа нового оборудования, которое уже бы стоило внедрить.
Вкладывать деньги
Сегодня АО "Модест" – это известная алтайская компания, которая работает в прибыль и производит товар высокого качества. Он представлен на полках крупных торговых сетей, работающих в регионе.
Под этим брендом выпускается 33 наименования товара. Ежедневно компания закупает по 15 тонн молока у Учхоз "Пригородное". Сотрудничество с ними длится чуть ли не с момента основания предприятия. Технологи "Модеста" поясняют, что это единственное сырье, качеством которого они стабильно довольны долгие годы, и только из этого молока можно изготавливать продукцию высокого уровня.
На производстве сделан ремонт, пять лет назад открыли новую линию розлива продукции в стеклянную упаковку. Оборудование из Болгарии, установку и настройку проводили специалисты заграничной компании. Ранее говорилось, что сумма вложений составила около 27 млн рублей. Что касается качества продукции, выпускаемой "Модестом", то оно традиционно высокое, а заработная плата сотрудников значительно выше средней по краю. Но есть и объективные трудноразрешимые сложности.
В настоящий момент "Модесту" назначен новый руководитель – сегодня директором компании является Дмитрий Ширнин. Новый начальник говорит, что производство постоянно требует финансовых инвестиций.
"Унитарному предприятию сегодня сложно вести переговоры с торговыми сетями, а торговые сети – это основной рынок реализации продукции. Трудно в том плане, что не так просто удовлетворить некоторые потребности крупных сетевых магазинов. Например, маркетинговые акции требуют дополнительных денежных вливаний", – отмечает Ширнин.
Любое предприятие должно выделять и деньги, и возможности на модернизацию на постоянной основе. Без этого предприятию достаточно трудно конкурировать. Тренды рынка меняются постоянно. "Необходимо вкладывать деньги в новое оборудование, новую упаковку, в изучение желания и потребности потребителя", – говорит директор.
Плюсы и минусы
Главные плюсы компании – высокое и стабильное качество продукции на протяжении уже 25 лет. Сегодня предприятие работает в прибыль. Однако ее хватает только для поддержания "Модеста" для работы на заданном уровне, но она не позволяет работать на перспективу и вкладывать деньги в новые проекты. И чтобы производство развивалось, необходимы серьезные финансовые вливания.
По словам гендиректора "Модеста", компании необходимо новое оборудование для стерилизации. Сегодня предприятие работает на устаревшем оборудовании. Его замена обойдется во внушительную сумму.
"Это дорогостоящее импортное оборудование. Оно оценивается в сотни тысяч евро. Но тем не менее это позволит как минимум повысить качество продукции, а в идеале – ускорить технический процесс. А самое главное – стабильность качества. Мы сможем быть уверенными, что продукция на всех этапах своего срока реализации имеет стабильное качество. Каждая партия идентична предыдущей", – говорит Ширнин.
Также среди проблем – узкий ассортимент и тесное помещение, сегодня "Модесту" требуются дополнительные "квадраты".
Кроме того, "Модесту" достаточно трудно конкурировать с федеральными компаниями (а это основные конкуренты предприятия). На полках в торговых сетях федералы представлены в достаточно широком ассортименте, и они часто выигрывают у алтайского "Модеста" продуманным брендингом и широкой линейкой вкуса.
"Нам необходимо идти в ногу со временем и расширять ассортимент. Соответственно, для этого нам потребуется новое оборудование, а под это оборудование новое помещение. У нас получается, что одна проблема цепляет другую. Но все они решаемы", – заявляет руководитель предприятия.
Что касается конкуренции с федеральными компаниями, то "Модесту" сложно занять достойную позицию из-за мощностей – это малое предприятие. Сама конкурентоспособность предприятия при высоком качестве продукции находится на достаточно низком уровне. Дело в том, что розничная цена продукции "Модеста" на полках в магазине на уровень выше, чем у других игроков этого рынка. Многие производители решают эту проблему, снизив себестоимость продукции. Но о понижении качества товаров под брендом "Модест" и речи быть не может, говорит директор.
Рынок сбыта
Основной рынок сбыта компании – Алтайский край. Для расширения границ реализации продукции необходимо решить проблему с логистикой и покупкой собственного транспорта. "Это позволит быть уверенным в том уровне сервиса, который будет соответствовать уровню продукции", – добавляет директор "Модеста".
Второй аспект – это канал реализации. На протяжении нескольких месяцев прослеживается тенденция запроса детского общепита на получение детского сливочного масла. Это говорит об изменении культуры закупа в лучшую сторону. Это гарантия качественного питания детей в школах и садиках. Но и здесь компания сталкивается с проблемой – с имеющимся оборудованием выполнение этой задачи невозможно. И здесь опять встает вопрос о расширении площадей и наращивании мощностей – для изготовления масла должна быть собственная линия производства.
В месяц "Модест" выпускает около 8 тонн детского сливочного масла. А этого, говорят эксперты, мало.
Что будет с заводом?
В настоящий момент решение о дальнейшей судьбе "Модеста" не принято. Однако вряд ли край лишится единственного завода по производству детской молочной продукции. И понятно, что у предприятия есть определенный пул проблем, которые при вложении определенных инвестиций и желании руководителей (как бизнеса, так и края) можно преодолеть.
По словам заместителя начальника Управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Александра Кондыкова, предприятию необходим дополнительный импульс для развития – в него необходимо вкладывать деньги. "Нахождение в стабильном, стационарном состоянии может привести к печальным последствиям, вплоть до уменьшения прибыли и начала убыточной деятельности. А дальше его либо кто-то выкупит, либо это может привести к банкротству предприятия", – заявил Кондыков.
Настоящий директор предприятия Дмитрий Ширнин говорит, что в случае приватизации "Модеста" в частные руки собственник готов вкладывать в развитие бизнеса немалые инвестиции, чтобы развивать предприятие, сохраняя качество продукции.
Настоящий директор предприятия Дмитрий Ширнин говорит, что в случае приватизации "Модеста" в частные руки собственник готов вкладывать в развитие бизнеса немалые инвестиции....наверное он собственника уже знает, если говорит что он собственник готов вкладывать . .интересное кино получается....работал завод 25 лет развивался, и раз с новыми директором...проблемы... и разговоры пошли о банкротстве и прихватизации. ...быстро