Проще всего обменять одежду и обувь; деньги за бытовую технику вернуть практически невозможно
Не все подарки одинаково хороши: часто именно такими вот условными сервизами, сувенирами и книгами заполнены антресоли в шкафах. И выкинуть жалко, и использовать не хочется. Кто-то такие "ненужности" передаривает, кто-то хранит десятилетиями. А ведь не подошедший по каким-то причинам подарок можно просто вернуть в магазин. С какими товарами это получится легко и просто, а с какими такой номер не пройдет? Комментирует юрист Людмила Жгун, директор региональной общественной организации "Защита прав потребителей".
Платье в подарок
14% опрошенных заявили о готовности приобрести мелкую электронику
Проще всего обменять или вернуть деньги за так называемые промышленные товары. К ним относится одежда и обувь. Получили в подарок модную футболку, но она не подошла по размеру? Не постесняйтесь спросить у дарителя, где он ее приобрел, и поменяйте на аналогичный товар. Сделать это можно в течение 14 дней.
На все товары этой группы распространяется статья 25 Закона о защите прав потребителей. Не забывайте о том, что эта же статья говорит о том, что все этикетки и артикулы должны быть в целости и сохранности. Тут предстоит решить деликатный вопрос: оторвать этикетку, чтобы одариваемый не увидел цену, или перестраховаться и оставить вещь в том виде, в котором ее приобрели.
"Если вы решили купить в подарок, например, обувь, постарайтесь сохранить в целости коробку. Не хотите, чтобы одариваемый увидел ценник? Аккуратно оберните коробку оберточной бумагой. Таким образом вы одновременно сохраните коробку и все артикулы и закроете ценник", – советует Людмила Жгун.
Если коробки, на которой был проставлен артикул товара, нет, могут возникнуть трудности с возвратом.
Что касается чека, его наличие желательно, но не обязательно. Если продавец отказывается принимать товар без чека, придется написать претензию. В ней нужно указать, какого числа вы приобрели товар, по каким причинам он не подошел, а также указать, что чек утерян. В качестве доказательства факта покупки можно привлекать свидетелей.
Как вернуть утюг?
С бытовой техникой все сложнее, здесь действует другой порядок возврата. Вернуть фен, потому что он не подошел по цвету, мощности или набору функций, не получится. Единственная причина для возврата крупной и мелкой бытовой техники, а также электронных гаджетов – наличие производственных недостатков.
Прежде чем купить какую бы то ни было технику в подарок, выясните все предпочтения человека, которого хотите осчастливить. А еще лучше – сходите в магазин вместе с ним. Да, сюрприза не будет. Зато не будет и бесполезной вещи, которую, скорее всего, попытаются передарить.
"Недавно был интересный случай. Женщина приобрела холодильник, гарантийный срок – год. Но через полгода обнаружила недостаток, который ее не устроил – камера сильно "намораживала", и отрегулировать это не получалось, – вспоминает юрист случай из практики. – Покупательница обратилась к продавцу, тот предложил ей увезти холодильник в сервисный центр за свой счет, что соответствует законодательству. Бытовая техника тяжелее пяти килограммов доставляется силами продавца. В сервисном центре провели экспертизу и пришли к выводу, что производственных недостатков в холодильнике нет. Продавец опять же своими силами доставил технику обратно, но проявил неосторожность, и на дверце холодильника осталась глубокая царапина. Покупательница отказалась от товара и потребовала вернуть деньги, продавец предложил 1500 рублей. Женщина отказалась и обратилась в суд. В результате экспертизы суд установил, что излишняя "наморозка" – это существенный недостаток, и по решению клиентке должны вернуть всю сумму. Хочу подчеркнуть: судебное заседание и экспертизы длились 13 месяцев! Поэтому к выбору техники, особенно в подарок, стоит относиться очень серьезно".
Сервиз и духи на память
Вазы, сервизы, чайные наборы и прочую посуду вернуть не получится. Эта группа товаров считается гигиенической и обмену или возврату не подлежит.
"При покупке посуды продавец должен показать покупателю, что все целое, сколов и трещин нет, – объясняет Людмила Жгун. – Если обнаружите дома расколотую пополам тарелку, доказать, что это произошло по вине продавца, невозможно".
Обменять одни духи на другие тоже не получится – косметика и предметы гигиены обмену и возврату не подлежат.
Товары со скидкой
При покупке товара на распродаже или, например, со скидкой потребитель имеет все основания требовать возврата денег или обмена товара, даже если продавец заявляет обратное. Все товары и услуги даже на распродажах подпадают под закон "О защите прав потребителей", и скидка на права потребителя никак не влияет. При этом любое устное или письменное объявление о том, что товар, приобретенный со скидкой или на распродаже, обмену и возврату не подлежит, незаконно.