Ученые и практики рассказали, что главная проблема экспорта – логистика. Но она не единственная
К 2024 году экспорт сырья и продуктов из Алтайского края должен составить 501 млн долларов США: прирасти к итогам 2019 года придется почти в два раза. Однако пока успех не гарантирован, выяснилось на обсуждении стратегии экспорта продукции АПК. Достичь целей мешает множество "мелочей", говорят эксперты.
Развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса (АПК) – это часть стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года. Проект согласовали в Минэкономразвития РФ и перед вторым чтением в АКЗС обсудили на стратегической сессии в АлтГУ.
Рано радоваться
В стратегии закреплена главная цель – объем экспорта продукции АПК должен вырасти до 501 млн долларов США в 2024 году. Точка отсчета – 2018 год с отгрузкой на 185,5 млн долларов США.
Но если копнуть глубже, станет ясно: в АПК растет лишь экспорт зерна. В 2018 году к 2017-му упали отгрузки масложировой продукции, молочки, мяса, рыбы, алкоголя и безалкогольных напитков, а также сахара, приводит данные исследования Марина Бутакова, завкафедрой экономики предпринимательства АлтГУ. Аналогичная ситуация наблюдалась в 2019 году.
В АлтГУ настаивают: по данным линейного тренда, сформированного за семь прошедших лет, в дальнейшем ожидается не рост, а падение объема отгрузок. Чтобы выйти на план, предстоит многое изменить, говорит Марина Бутакова.
Ученые АГУ предлагают:
- завоевывать новые страны,
- наращивать сырьевую базу,
- инвестировать в развитие производственных мощностей,
- увеличивать долю продукции с высокой добавленной стоимостью,
- стимулировать и поддерживать экспорт госинструментами.
Ближе к делу
Приглашенные на стратегию переработчики и производители Алтайского края говорят о том, что остро нуждаются в новых рынках сбыта.
"Пиво и другие напитки в регионе производят и поставляют с избытком. Мощности предприятия можно еще загружать, увеличивать количество рабочих мест и продукции. Поэтому нам интересно найти партнеров за рубежом", – рассказывает Алексей Воинов, замдиректора по продажам Барнаульского пивоваренного завода.
Логистика и компенсация затрат. "Главная проблема экспорта – логистика", – считает Валерий Гачман, президент Союза зернопереработчиков Алтая и гендиректор "Граны". "Многие федеральные чиновники думают, что Алтайский край рядом с Китаем – основным нашим экспортером. На самом деле до него 4,3 тыс. км, до Санкт-Петербурга – 3,7 тыс. км".
Бизнесу помогает госкомпенсация части затрат, но ее недостаточно.
"Оптимально везти продукцию на экспорт по железной дороге. Автотранспорт обходится в два раза дороже, – продолжает Алексей Воинов. – Но предприятию нужны вагоны-рефрижераторы, а РЖД не может предоставить их.
Мы пробуем отправлять продукцию в Китай контейнерами без компенсации транспортных затрат, но объем отгрузок будет меньше возможного, поскольку это увеличивает стоимость продукции в Китае, а конкуренция там ничуть не ниже, чем в России, поэтому полочная цена имеет важное значение в конкурентной борьбе за покупателя", – уточняет Воинов.
Поэтому, говорят переработчики, важно пересмотреть условия компенсации затрат на логистику. "Компенсации есть, и это хорошо. Но надо увеличивать объем. Причем для государства это экономически выгодно: сумма субсидий несоизмерима с дивидендами от загрузки производства, добавленной стоимости продукции, количеством предоставленных рабочих мест", – резюмировал Гачман.
"Фермеры не хотят сами заниматься аккредитацией урожая, рассуждая: "Где мы, а где Китай". Поэтому мы сами оплачиваем эту работу, – рассказал Алексей Азанов, финдиректор экспортной компании "Меркурий". – Но 60-70% денег мы тратим просто так, потому что потом у фермеров то урожай не вырос, то они успели продать его еще кому-то. Ответственности нет".
Курсовая разница. Кроме того, говорит Азанов, экспорт – это курсовая разница и риски: "Сейчас юань стоит 10,5 рублей, и все рады, но в середине осени он стоил 8,5 рублей. Нам нужен механизм защиты от таких колебаний".
Организация экспорта. Одна из проблем выхода на иностранные рынки – языковой барьер. Особенно это актуально для Китая. Менеджеры Барнаульского пивоваренного завода рассказали, что много времени потратили на то, чтобы найти переводчика для подготовки документов.
Неконтролируемый вывоз сырья. Из-за того, что открылись границы с Казахстаном, алтайские производители крупы оказались в угрожающем положении, рассказала Яна Лобанова, коммерческий директор компании "Дары полей".
"Мы инвестировали в двукратное увеличение своих мощностей. За год можем производить 60 тыс. тонн крупы. Но в связи с открытием границ с Казахстаном (только туда целесообразно вывозить крупу) сырье вывозится в обход местных производителей. В 2010 году мы произвели 6 тыс. тонн гречки, в 2018-м – только 3,8 тыс. тонн".
Соседи могут купить товар у фермеров существенно дороже. "Уже два месяца мы без сырья. Чтобы выйти на точку безубыточности, нужно либо найти сырье, либо увольнять сотрудников и сокращаться, – говорит Яна Лобанова. – Если Алтайский край создает стратегию наращивания объема экспорта, каждый производитель должен быть уверен, что у него будет сырье. Пока такой уверенности нет".
Угрозы экспорта по версии АлтГУ
- Везем сырье, а не продукт. Экспорт Алтайского края сформирован из продукции нижнего и среднего передела. Мы поставляем много зерна, сахара, этилового спирта, меда. А вот отгрузок продуктов глубокой переработки (маргарин, хлеб, кондитерка, пиво) заметно меньше. В результате не на полную мощность загружены предприятия Алтайского края и экономика региона недополучает прибыль.
- Теряем на "географии". На внешнем рынке себестоимость продукции алтайских производителей выше, чем аналогичная, выпущенная в регионах с более удачной географией. Это приводит к более низкой прибыльности от экспорта в Алтайском крае.
- Зависим от мировых цен. На мировом рынке могут упасть цены. Чтобы отгрузить в 2024 году продукции на 501 млн долларов США, придется вывезти больший объем товара в штуках, чем сейчас на аналогичную сумму.
"Дьявол кроется в мелочах", – подчеркнули производители и просили учесть насущные проблемы уже сейчас. В противном случае амбициозные планы нацпроектов выполнить будет крайне тяжело.