Дьявол в мелочах. Что угрожает триумфальному росту экспорта в Алтайском крае

Редактор, Экономика, 7:27, 30.03.2020
Дьявол в мелочах. Что угрожает триумфальному росту экспорта в Алтайском крае Фото: pixabay.com

Ученые и практики рассказали, что главная проблема экспорта – логистика. Но она не единственная

К 2024 году экспорт сырья и продуктов из Алтайского края должен составить 501 млн долларов США: прирасти к итогам 2019 года придется почти в два раза. Однако пока успех не гарантирован, выяснилось на обсуждении стратегии экспорта продукции АПК. Достичь целей мешает множество "мелочей", говорят эксперты.

Развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса (АПК) – это часть стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года. Проект согласовали в Минэкономразвития РФ и перед вторым чтением в АКЗС обсудили на стратегической сессии в АлтГУ.

Рано радоваться

В стратегии закреплена главная цель – объем экспорта продукции АПК должен вырасти до 501 млн долларов США в 2024 году. Точка отсчета – 2018 год с отгрузкой на 185,5 млн долларов США.

2019 год показал оптимистичный результат: вместо запланированных 235,1 млн долларов США алтайские производители смогли вывезти продукции на 290,3 млн долларов США, отчиталась Алтайская таможня. Рост к итогам 2018-го колоссальный – 45%.

Но если копнуть глубже, станет ясно: в АПК растет лишь экспорт зерна. В 2018 году к 2017-му упали отгрузки масложировой продукции, молочки, мяса, рыбы, алкоголя и безалкогольных напитков, а также сахара, приводит данные исследования Марина Бутакова, завкафедрой экономики предпринимательства АлтГУ. Аналогичная ситуация наблюдалась в 2019 году.

В АлтГУ настаивают: по данным линейного тренда, сформированного за семь прошедших лет, в дальнейшем ожидается не рост, а падение объема отгрузок. Чтобы выйти на план, предстоит многое изменить, говорит Марина Бутакова.

Ученые АГУ предлагают:

  • завоевывать новые страны,
  • наращивать сырьевую базу,
  • инвестировать в развитие производственных мощностей,
  • увеличивать долю продукции с высокой добавленной стоимостью,
  • стимулировать и поддерживать экспорт госинструментами.

Ближе к делу

Приглашенные на стратегию переработчики и производители Алтайского края говорят о том, что остро нуждаются в новых рынках сбыта.

"Пиво и другие напитки в регионе производят и поставляют с избытком. Мощности предприятия можно еще загружать, увеличивать количество рабочих мест и продукции. Поэтому нам интересно найти партнеров за рубежом", – рассказывает Алексей Воинов, замдиректора по продажам Барнаульского пивоваренного завода.

Однако производители говорят, что есть ряд факторов, которые сдерживают развитие экспорта.

Логистика и компенсация затрат. "Главная проблема экспорта – логистика", – считает Валерий Гачман, президент Союза зернопереработчиков Алтая и гендиректор "Граны". "Многие федеральные чиновники думают, что Алтайский край рядом с Китаем – основным нашим экспортером. На самом деле до него 4,3 тыс. км, до Санкт-Петербурга – 3,7 тыс. км".

Бизнесу помогает госкомпенсация части затрат, но ее недостаточно.

"Оптимально везти продукцию на экспорт по железной дороге. Автотранспорт обходится в два раза дороже, – продолжает Алексей Воинов. – Но предприятию нужны вагоны-рефрижераторы, а РЖД не может предоставить их.

Мы пробуем отправлять продукцию в Китай контейнерами без компенсации транспортных затрат, но объем отгрузок будет меньше возможного, поскольку это увеличивает стоимость продукции в Китае, а конкуренция там ничуть не ниже, чем в России, поэтому полочная цена имеет важное значение в конкурентной борьбе за покупателя", – уточняет Воинов.

Поэтому, говорят переработчики, важно пересмотреть условия компенсации затрат на логистику. "Компенсации есть, и это хорошо. Но надо увеличивать объем. Причем для государства это экономически выгодно: сумма субсидий несоизмерима с дивидендами от загрузки производства, добавленной стоимости продукции, количеством предоставленных рабочих мест", – резюмировал Гачман.

Производителям России компенсируют часть затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным (в т. ч. железнодорожным) транспортом. В 2019 году на эти цели направлено  около 1,7 млрд рублей. Из 423 одобренных заявок 134 пришлось на алтайских производителей. В 2020 году на эти цели направят 2,3 млрд рублей. Сколько из них достанется Алтайскому краю, будет понятно по итогам года.

Дисциплина фермеров и аккредитация урожая. Чтобы поставлять продукцию АПК в Китай, нужно работать в рамках санитарных правил этой страны.

"Фермеры не хотят сами заниматься аккредитацией урожая, рассуждая: "Где мы, а где Китай". Поэтому мы сами оплачиваем эту работу, – рассказал Алексей Азанов, финдиректор экспортной компании "Меркурий". – Но 60-70% денег мы тратим просто так, потому что потом у фермеров то урожай не вырос, то они успели продать его еще кому-то. Ответственности нет".

Курсовая разница. Кроме того, говорит Азанов, экспорт – это курсовая разница и риски: "Сейчас юань стоит 10,5 рублей, и все рады, но в середине осени он стоил 8,5 рублей. Нам нужен механизм защиты от таких колебаний".

Организация экспорта. Одна из проблем выхода на иностранные рынки – языковой барьер. Особенно это актуально для Китая. Менеджеры Барнаульского пивоваренного завода рассказали, что много времени потратили на то, чтобы найти переводчика для подготовки документов.

Кроме того, производителю приходится нести дополнительные затраты на этикетку. Пока партии товара не станут достаточно большими, цена этикетки остается слишком высокой и ложится на себестоимость продукции.

Неконтролируемый вывоз сырья. Из-за того, что открылись границы с Казахстаном, алтайские производители крупы оказались в угрожающем положении, рассказала Яна Лобанова, коммерческий директор компании "Дары полей".

"Мы инвестировали в двукратное увеличение своих мощностей. За год можем производить 60 тыс. тонн крупы. Но в связи с открытием границ с Казахстаном (только туда целесообразно вывозить крупу) сырье вывозится в обход местных производителей. В 2010 году мы произвели 6 тыс. тонн гречки, в 2018-м – только 3,8 тыс. тонн".

Соседи могут купить товар у фермеров существенно дороже. "Уже два месяца мы без сырья. Чтобы выйти на точку безубыточности, нужно либо найти сырье, либо увольнять сотрудников и сокращаться,  – говорит Яна Лобанова. – Если Алтайский край создает стратегию наращивания объема экспорта, каждый производитель должен быть уверен, что у него будет сырье. Пока такой уверенности нет".  

Угрозы экспорта по версии АлтГУ

  1. Везем сырье, а не продукт. Экспорт Алтайского края сформирован из продукции нижнего и среднего передела. Мы поставляем много зерна, сахара, этилового спирта, меда. А вот отгрузок продуктов глубокой переработки (маргарин, хлеб, кондитерка, пиво) заметно меньше. В результате не на полную мощность загружены предприятия Алтайского края и экономика региона недополучает прибыль.
  2. Теряем на "географии". На внешнем рынке себестоимость продукции алтайских производителей выше, чем аналогичная, выпущенная в регионах с более удачной географией. Это приводит к более низкой прибыльности от экспорта в Алтайском крае.
  3. Зависим от мировых цен. На мировом рынке могут упасть цены. Чтобы отгрузить в 2024 году продукции на 501 млн долларов США, придется вывезти больший объем товара в штуках, чем сейчас на аналогичную сумму.

"Дьявол кроется в мелочах", – подчеркнули производители и просили учесть насущные проблемы уже сейчас. В противном случае амбициозные планы нацпроектов выполнить будет крайне тяжело.

Путин назвал меры поддержки бизнеса. Главное

Путин назвал меры поддержки бизнеса. Главное

Предпринимателям дадут отсрочку по кредитам, снизят соцвыплаты и введут налоговые каникулы

 

1000

Лента новостей

Лента новостей