Лето – самое лучшее время, когда ребенка важно занимать уличными видами активности, а не сидеть дома, уткнувшись в гаджет.
Всего неделя осталась до завершения учебного года. Вопрос, чем занять детей летом, в этом году из-за ограничений встанет особенно остро. Барнаульский детский нейропсихолог Лариса Головина рассказала "ТОЛКу", стоит ли запирать детей дома, нужно ли повторять школьную программу и как получить максимальную пользу от чтения летом.
Выходим на улицу
Очень важно, чтобы большую часть лета ребенок проводил на улице. Прогулки, дача, отдых за городом. Режим самоизоляции постепенно снимают, и это становится возможным. Лето – это то время, когда ребенка важно занимать уличными видами активности, а не сидеть дома, уткнувшись в гаджет.
Многие современные дети гиперактивны, говорит Головина. И одна из причин этой гиперактивности – слабость первого так называемого "энергетического" блока. По словам нейропсихолога, такие дети используют движения для "подзарядки". Их классическая проблема – быстрая истощаемость. Им не хватает сил долго удерживать себя в процессе произвольного напряжения, например, в учебе. У них ослаблен первый энергетический блок мозга, который отвечает за тонус нервной системы.
"Работоспособность первого блока зависит от того, в каком состоянии находится весь организм в целом. Поэтому лето для любого ребенка, да и для взрослого человека – это время, когда мы можем хорошо подпитать свой первый блок. Мы набираемся сил, ресурсов для дальнейшей жизни", – рассказывает Лариса Головина.
Учебники летом приравнять к жестокому обращению
Если ребенок учится в начальной или средней школе, учебники на время летних каникул стоит отложить.
"Многие родители думают, что вот сейчас мы попишем, порешаем задачки. В моем понимании это можно приравнивать к жестокому обращению с детьми", – шутит Головина.
Летом, по словам психолога, совершенно точно не надо решать никакие упражнения. Если же вы хотите, чтобы ребенок решал задачки, и упражнялся в навыке арифметических действий, делайте это на бытовом уровне.
Можно, например, резать пиццу и повторять дроби: это одна вторая от целого, это одна шестая, советует специалист. Если хотите, чтобы ребенок не забывал русский язык – играйте в словесные игры: составляйте мелкие слова из одного длинного, придумывайте анаграммы и так далее.
Книга должна обрасти "плотью"
Важное направление, которым можно позаниматься летом – чтение. Но есть оговорка: если родители сами не читают, если в семье чтение книг не является приятным времяпрепровождением, не надо лезть с этим к ребенку.
"Если вы сами по-настоящему любите читать, только через личный интерес вы имеете шанс приобщить к чтению ребенка. Через рассказы и эмоции. Каждую книгу нужно презентовать, чтобы ребенок зажегся и прочитал. Представьте, что вы хотите продать ему эту историю. Что для него ценно, на что он клюнет? Действовать надо через это", – объясняет психолог.
Современных детей сложно приучать к чтению. По словам психолога, образное мышление у них развито не очень хорошо, они привыкли видеть готовый продукт в виде мультфильмов и не всегда умеют связывать текст с образами. Чтобы книга действительно "зашла" и отложилась в культурной базе, она должна обрасти плотью.
Что это значит? По мотивам книги можно делать домашние спектакли, шить одежду на кукол, создавать рисунки. В этом стиле готовить еду. Делать что-то такое, что будет насыщено личными смыслами. Именно в этом случае чтение принесет удовольствие, а польза от него будет максимальной.