Прошло 27 лет: Лев Коршунов о "больших кабинетах" и поправках в Конституцию

Политика, 14:04, 25.06.2020

Председатель общественной палаты Алтайского края Лев Коршунов рассказал, какие его надежды не оправдались и каких людей нельзя допускать до управления страны

С 25 июня начинается голосование по поправкам в Конституцию РФ. 1 июля жителей Алтайского края, кто не проголосовал до этого срока, ждут на избирательных участках. Кто будет наблюдать за легитимностью процесса, требует ли главный документ страны изменений и что расстраивает в работе гражданского общества и политических партий, рассказал председатель краевой Общественной палаты Лев Коршунов.

"Я в то время был коммунистом"

– С вершины своего опыта я вспоминаю 1993 год. Принималась Конституция. Я – депутат верховного совета РФ. Две партии, точнее даже так – две силы – находились в очень жестком противостоянии. Назову это так: либералы, которые активно писали эту Конституцию, и коммунисты, которые считали, что этого делать не надо.

Я не скрываю, я в то время был коммунистом. Прошло 27 лет. Многое в этой жизни изменилось. Что-то в лучшую, что-то в худшую сторону. И когда мне сейчас говорят, что сегодня не надо ничего в этой Конституции ничего менять, то у меня возникают вопросы.

Как не менять, когда я, например, приезжаю в Москву, захожу в "большие кабинеты", а в этих кабинетах сидит дяденька или тетенька, у которых счета находятся за рубежом, дети и внуки за рубежом. Пусть дети и внуки там находятся. Но я не хочу, чтобы этот дяденька или тетенька находились у управления государством.

Кроме того мы же имеем десятки случаев, когда эти люди не до конца ответственно относились {к своей работе}. Поэтому по моей оценке Конституция требует изменений.

Я надеялся, что в конечном итоге все политические партии объединятся, я хотел сказать яркую фразу, что наконец-то гражданское общество и политические партии начали сближаться. К сожалению, этого не произошло. Вернее так: этого пока не происходит.

О старте работы с наблюдателями

– Работа получилась в два этапа. Первый начался в конце января. И в марте, когда началась ситуация с коронавирусом, активная работа была практически приостановлена. На тот момент изъявили желание стать наблюдателями на избирательных участках около 2 тыс. человек.

Затем мы были вынуждены прекратить эту работу. Она, конечно, велась, но не так интенсивно. Интенсивная работа возобновилась, когда определили дату голосования. В процессе этой работы мы были вынуждены переподписать соглашение с общественными организациями, с которыми палата подписала соглашение о совместной работе.

Мы постарались охватить весь спектр общественных организаций. Это и ветераны, и молодежь, и студенты, и так далее. Всего более 20 организаций, с кем мы подписали документы и заключили договора.

Первоначальный документ был, естественно, подписан с краевой избирательной комиссией, где обе стороны взяли на себя определенные обязательства.

О формировании наблюдателей

– Формирование наблюдателей складывалось в три этапа. Первый – непосредственно формирование [списков], второе – обучение, третий этап – непосредственное участие в наблюдении.

Мы сейчас находимся на стадии обучения. Уже сформирован основной список, у нас около 6 тысяч общественных наблюдателей и порядка 4 тысяч от партии "Единая Россия". Итого в сумме на момент разговора получается около 10 тыс. человек.

Мы не считаем, что эта цифра окончательная. Интенсивность формирования наблюдателей сейчас сократится, но тем не менее, я думаю, процесс продолжится. Мы ожидаем, что общее количество наблюдателей составит более 11 тыс.

О политических партиях

– Первое: политические партии принимают участие в наблюдении через формирование своих списков наблюдателей. В дальнейшем они передают этот список нам. Мы его подписываем и отправляем в партию. И люди из этого списка выступают уже как наблюдатели от Общественной палаты.

Активное участие принимает "Единая Россия", также мы работаем с ЛДПР и со "Справедливой Россией". Они пока списки не представили, но, по разговорам, которые были персонально у меня с лидерами этих политических партий в Алтайском крае, они над этими списками работают. Какое количество человек они представят, пока сказать сложно. Но, тем не менее, работа идет.

О новой тенденции в работе

– Наметилась новая тенденция, не самая весомая, но тем не менее. Раньше при формировании предыдущих списков общественных наблюдателей кто-то заходил в Общественную палату и говорил: мол, мы хотим принять участие. Мы объясняли тонкости этой работы, сложности, говорили, что работа бесплатная. И, как правило, эти люди уходили от нас.

Сейчас не могу сказать, что это очень большой список, но есть около 100 человек, кто изъявил желание принять участи в сегодняшней работе.

О старте обучения

– Начинается сейчас стадия обучения. Официально этот этап стартовал в пятницу, 19 июня. Прошел большой селектор. В нем приняли участие глава регионального избиркома Ирина Акимова, Общественная палата, председатели всех избирательных участков, наблюдатели, члены и председатели штабов. Мы еще раз проговорили все условия обучения людей, которые будут принимать участие в проведении голосование.

Особое внимание, помимо технических моментов, было уделено защите наблюдателей, членов комиссий и людей, которые придут голосовать. Эта тема одна из самых дискутируемых, но вместе с тем, этой теме уделяется особое внимание всеми уровнями власти.

Процесс обучения завершится в течение текущей недели. Мы также завершаем формирование списка наблюдателей ориентировочно в пятницу, 26 июня. И тогда будет ясен полный состав участников, принимающих участие в наблюдении во время голосования 1 июля.

О жесткой дискуссии

– Буквально на днях у меня была довольно жесткая дискуссия с некоторыми товарищами, которые говорили, что наблюдение отсутствует.

В среднем у нас на проходящих выборах было по 4 тыс. наблюдателей. Сейчас мы уже набрали 10 тыс., а ждем 11 тысяч. Настолько процедура, на мой взгляд, делается контролируемой наблюдателями, что мышка нигде не проскочит в этом отношении. Это первое.

Второе – Общественная палата в третий раз участвует в этом процессе. Естественно, появляется опыт. Мы создали небольшую, мобильную группу из 11 человек, которые будут перемещаться по Барнаулу. Чем они отличаются от обычных наблюдателей? Если вы посмотрите их удостоверение, то у них нет прикрепления к конкретному участку. Они являются общественными наблюдателями и имеют право перемещаться по всему городу.

По моей оценке предугадать, где, на каких избирательных участках, произойдет скопление людей, довольно сложно. И вот члены этой рабочей группы могут перемещаться по городу для урегулирования спорных ситуаций. Управляет этой группой председатель избирательной комиссии Барнаула.

Подготовлено по заказу управления печати и массовых коммуникаций Алтайского края в рамках содействия Избирательной комиссии Алтайского края в осуществлении информирования граждан о подготовке и проведении общероссийского голосования
Читать tolknews.ru в