Моржевание и изоляция: как избавляют от алкоголизма в реабилитационных центрах на Алтае

В Алтайском крае активно работают около 30 реабилитационных центров, и только шесть из них прошли квалификационный отбор

Алтайский край занял 33-е место из 85 возможных в Национальном рейтинге трезвости субъектов России. По словам главного нарколога региона Андрея Иванова, ситуация в последние годы начала исправляться – число алкоголезависимых перестало расти, а количество наркоманов пошло на спад (за 5-7 лет снизилось на 20%). Некоторые люди смогли справиться с зависимостью самостоятельно, другие – в специальных реабилитационных центрах. "ТОЛК" попытался разобраться, как работает эта система изоляции и помогает ли она справиться с данной проблемой.

Что обещают

На самом деле работа реабилитационных центров в последнее время вызывает очень много нареканий со стороны самих клиентов. Так, летом этого года ряд местных СМИ написали об инциденте, произошедшем в центре "Опора Алтай". Мужчина, пробывший там 40 дней, рассказал журналистам, что его насильно поместили на реабилитацию. В течение всего срока лечения над ним издевались и унижали, а не боролись с его зависимостью.

Между тем в одном из реабилитационных центров Алтайского края нам рассказали, что забирают клиентов добровольно:

"Как правило, к нам обращаются ближайшие родственники зависимого – жена, родители. Мы заключаем с ними договор в офисе или у них дома, а потом забираем клиента на реабилитацию. Если он против, то стараемся его замотивировать на желание побороть свою зависимость. Говорим ему: "Поехали. Отойдешь. В баньку сходим".

Программа по избавлению от зависимости длится от шести месяцев. Но если случай тяжелый, то это может занять девять месяцев и даже год. Общение с родственниками запрещено. Под категорическим запретом и телефоны, и телевизоры.

"Родственники могут раз в неделю приезжать в офис, где им психолог расскажет о том, как продвигается лечение, покажет фотографии. Мы категорически против свиданий. У нас были подобные ситуации, когда родственники приезжали, им их больной говорил, что он уже все осознал, все понял и пить больше не будет. Его забирали до окончания курса. Потом привозили его домой, а зависимый срывался. Поэтому встреч с родственниками лучше не допускать. У нас есть программа, которую нужно пройти от начала до конца", – говорит сотрудник одного из центров.

Он также отметил, что все находящиеся на лечении заняты делом. У них занятия с психологами. Они выполняют задачи по программе, занимаются спортом и моржеванием.

Что получают

Житель Барнаула Алексей, пробывший в реабилитационном центре 96 дней, рассказал "ТОЛКу", что попасть туда может любой человек, даже если у него нет проблем с алкоголем.

"Это же как делается? Родственникам кажется, что ты стал много выпивать. Они заключают договор с центром, и тебя насильно приезжают и забирают. Я не говорю о себе. Я согласился на лечение добровольно. Но мужчины из центра рассказывали, что за кем-то приехали ребята и увезли правдами и неправдами. Кого-то на охоту позвали, другого на рыбалку, третьего – в баньке попариться. Причем приезжают мужики побольше и пострашнее. И увозят силком", – говорит мужчина.

Молодой человек рассказал, что никаких капельниц, никаких психологов в его реабилитационном центре не было. Все лечение заключалось в полной изоляции от внешнего мира, в соблюдении режима дня и купании в проруби.

"У каждого там были свои обязанности. Кто-то за чистоту отвечает, кто-то за готовку, кто-то за животных. В проруби купались постоянно. Даже если ты болеешь. Что касается условий проживания, то жили в обычном частном доме. В комнате по десять человек. На еду на человека в месяц уходит максимум три тысячи", – говорит Алексей.

Охраны в центре реабилитации, где он проходил лечение, не было. Дом стоит в маленькой деревне. Если захочешь сбежать, то идти некуда.

"Можно сбежать, конечно. Забор небольшой. Но в деревне всего 30 домов. В какой бы дом ты ни пришел – все вокруг знают, что ты из реабилитационного центра. Тебя мигом сдадут назад. Пока я находился на лечении, в центр приходил участковый. Проверял условия", – говорит барнаулец.

По словам мужчины, в реабилитационном центре, в котором он находился, были почти все сидевшие люди. Некоторые из них лечились в разных местах. Есть и такие, которые живут в центре по пять лет.

"Они мне рассказали, что в нашем центре хорошие условия. До этого они лечились в таких местах, где зависимых пристегивали на цепь. Били. Все рассчитано на то, что тебя сдают твои же родственники. Жаловаться некому. Не будешь же ты в полицию заявление писать на собственных родителей. Также мне рассказывали, что среди центров распространена практика перекупа зависимых. По договору тебя отправили в одну деревню, а по факту ты можешь оказаться совсем в другой. Связи нет телефонной. Поэтому где человек находится, выяснить невозможно", -говорит Алексей.

Полный курс реабилитации выдерживают не все. Многие сбегают. Идут пешком несколько часов, пока какая-то машина их не подберет. Так поступил и наш герой. Многие сбежавшие с лечения говорят, что бросают пить еще из-за того, что боятся вновь очутиться в реабилитационном центре.

Это подтверждает и еще один барнаулец, 33-летний Александр, который провел около полугода в одном из таких алтайских центров. По его словам, содержатся там люди с алкогольной и наркозависимостью, причем как мужчины, так и женщины. Здесь был огород, подсобное хозяйство, где работали все. Условия скромные, никто не бил, но бежали многие. Работа с психологом была, отмечает мужчина, но пользы для себя он от этого не заметил. На вопрос, удалось ли лично ему справиться со своей зависимостью, мужчина улыбается...

"Наш близкий родственник находился в одном из таких центров, – говорит жительница Барнаула Марина. – Забирали его двое ребят – по их словам, тоже ранее прошедшие там реабилитацию, теперь они якобы работают там волонтерами. За полгода мы ни разу не видели родственника, связь была только через координатора. Через месяц нам прислали одну фотографию по ватсапу, звонки были строго запрещены, даже в день рождения не разрешили поздравить. Были организованы встречи с созависимыми в барнаульском офисе – там мы могли узнать хоть какую-то информацию, как проходит реабилитация, какой у человека настрой. И, конечно, передавали продукты, средства гигиены и одежду. Нас уверяли, что наш родственник прекрасно себя чувствует, он отменный помощник, со всеми у него прекрасные отношения, и они уверены, что он победит свою зависимость. Однако время показало, что это не так – чуда, увы, не произошло. Безусловно, все зависит от самого больного – только когда он сам примет действительность и захочет покончить с алкоголем или наркотиками, тогда будет результат".

Официально

Между тем, как рассказал главный нарколог региона Андрей Иванов, в Алтайском крае в настоящее время активно работают 30 реабилитационных центров. И только шесть из них добровольно прошли квалификационный отбор.

"Центры, работающие без нарушения прав человека, без религиозных, фанатических и сектантских воззрений, действительно помогают. Они имеют право на существование. Они приносят пользу людям с алкогольной и наркотической зависимостью", – говорит главный нарколог региона.

Сколько стоит

Лечение в реабилитационном центре обойдется недешево. Цены за месячное пребывание человека начинаются от 15 тысяч рублей. За эти деньги размещение будет стандартным. То есть в комнате будут жить больше четырех человек. Есть и VIP-размещение. Стоимость такого пребывания начинается от 25 тысяч рублей за месяц. А теперь умножаем это на количество месяцев, проведенных на лечении.

Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей