Каков поп, таков и приход: священник из Барнаула рассказал о способах прийти к вере

Редактор, Общество, 7:07, 13.12.2018
Каков поп, таков и приход: священник из Барнаула рассказал о способах прийти к вере

Барнаульский священник рассказал, как пришел к православию и как нужно общаться с прихожанами

В редакции "ТОЛКа" состоялась беседа журналистов с известным барнаульским священником Александром Микушиным. Разговор с настоятелем прошел при участии гостя редакции – шеф-редактора журнала "Русский репортер" Виталия Лейбина. 

Отец Александр рассказал журналистам о службе в армии, о том, как принял православие и как это изменило его жизнь. Кроме того, он рассказал про свой поход на концерт известной группы и свои методы общения с молодежью. 

Вторая часть интервью, в котором Александр Микушин ответил на острые вопросы журналистов выйдет немного позже.

– Расскажите о себе. Когда и как Вы пришли в православие?

– Во время службы в армии, в период с 1995 по 1997 год. Я тогда познакомился с протестантами, которые мне подарили Новый завет и другую литературу. Позже я общался с офицером, который был православным, и он дал мне почитать "Житие Сергея Радонежского". Эта книга перевернула все мое сознание. В ней я увидел настоящего христианина, его смирение и подвиг, отсутствие какой-либо гордыни.

– Что привело Вас к религии именно в армии? У Вас было трудное время?

– Было много моментов, когда у меня была некая дилемма между светлым и темным. Однажды произошел такой случай: ночью было объявлено общее построение, кто-то достал сигарету, и мы начали передавать ее по очереди, и как только она оказалась у меня в руках, в мою сторону посмотрел лейтенант. Я быстро выкинул сигарету. Он спросил у всего строя, кто курил. Молчим. Он берет ящик патронов и говорит: "В кого попаду, тот его и будет нести до стрельбища", и кидает его прямо в меня. Скорее всего, он видел, что сигарета была у меня, но не стал меня подставлять.

– Что было дальше?

– В итоге я при полном обмундировании – в бронежилете, с автоматом и этим ящиком бежал до стрельбища. Было невероятно тяжело. Я отстал от всех, уже не знал, что делать. В этот момент отчаяния я посмотрел на небо и сказал: "Господи, помоги!" И тут сзади голос: "Давай помогу, Сань". Я в этот момент, наверное, поседел. Оказалось, что это санинструктор наш. Он взял этот ящик и помог мне его донести, потом перед самими стрельбищами он мне его отдал, чтобы никто не узнал, что мне помогли. Это был один из таких случаев, когда я столкнулся с Божьей помощью.

– Как Вы крестились?

– Это был приказ моего армейского офицера. Был прекрасный, светлый летний день. Я после дембеля приехал в свое село Майма, вышел из автобуса и пошел не домой, а сразу в храм Сошествия Святого Духа, где и был крещен.

– Вы после этого как-то изменились?

– Ну конечно! Многое изменилось. Был некий период неофитства, когда доходило до фанатизма: одевался во все черное, смотрел в пол, четки в руках, когда ел, то молчал, как того требует писание. Да много всего, с этим часто сталкиваются новообращенные.

А когда уже получил церковный сан, то тоже был достаточно фанатичен. Сейчас со смехом вспоминаю, как я тогда общался с прихожанами. До сих пор молюсь за них. Прошу Бога, чтобы он их не отвел от церкви, а то я мог их распугать (смеется).

– Например, как?

– Да по полчаса каждого исповедовал. Спрашиваю: "Ты что, булочку съел? А яйцо там было?" Было, говорит. Все, к причастию не допускаю. Много таких крайностей было. И к себе я так же относился, но потом успокоился. Со временем это состояние проходит. 

– Почему в церквях, как правило, большинство прихожан – это бабушки?

– Тут все зависит от настоятеля. Знаете, как говорится, каков поп, таков и приход. У меня очень много молодежи среди прихожан. Я их как-то специально не привлекаю. Просто общаюсь, с любовью, с добром – это главный рецепт проповеди. В то же время меня знают многие молодежные тусовки. Был на концерте Кипелова, ходил в клуб "Фараон" на группу "25/17". За многие моменты мне по шапке прилетает.

– Расскажите про концерт в "Фараоне".

– Первое, о чем я подумал, когда пришел в клуб, – это наличие идолов. Мне как верующему это неугодно. Хотел сначала уйти, но подумал, что Иисус же пришел на грешную землю, не погнушался. Чем я лучше?

А решил я пойти на концерт этой группы, потому что там православие подается тонко, деликатно и без нажима. Прихожан своих позвал с собой, купил несколько билетов. Приезжает такси, водитель которого, очевидно, думал, что девчонки поедут сейчас туда в "Фараон" тусить, а я выхожу в рясе с крестом. У него коллапс. Он мне – а вы куда? А я ему – в "Фараон", будьте добры. Подъезжаем к "Фараону", а там молодежи очень много. Молодежь такая умная и социально активная, пьяных я там не видел. При этом никто никогда не скажет, что я кого-то начинаю грузить, мол, покайся, иди в храм. Я никому этого никогда не говорю.

– Почему Вы считаете правильным не призывать к вере? 

Во-первых, это уже устарело, во-вторых, это уже не сработает, сейчас человеку можно другие доводы привести. Он больше верит не ушам, а глазам. Человек смотрит, что ты делаешь, и тогда идет. Подхожу и думаю - сейчас билеты отдам и обратно. Полез за билетами, и тут ко мне подходят парни и девчонки, мои прихожане с АлтГТУ, АГУ, БЮИ, с аграрного, медицинского и говорят: "Отец Александр, ну что, сейчас на концерт?"

Захожу туда, а там охранник меня увидел и остолбенел. Мне показалось, что меня не пустят. Видимо, пересмотрев итальянских фильмов, он сказал: "Святой отец, разрешите вас обыскать".

Я спросил, снимать ли мне рясу. Он сказал, что просто так могу проходить. Я прошел, меня в вип-зону посадили. Зашел туда, взял себе кофе. Мои все прихожане молодые убежали в фан-зону танцевать, сказал им, что встретимся после концерта. Я никого никуда не звал, но те студенты, которые пришли с моими прихожанами, увидели такой подход и поинтересовались, откуда я. Из Сибирского храма. В итоге концерт группы "25/17" поспособствовал оцерковлению студенческой молодежи Барнаула.

Лента новостей