"Правильный взгляд на вещи важнее ограничений в еде": священник о значении молитвы
В году у православных более 200 дней, когда они должны поститься. Но внимание большинства людей всегда приковано к Великому посту. Многие ограничивают себя в еде за компанию, другие испытывают себя на "слабо", третьи отказываются от пищи животного происхождения ради здоровья, но меньшинство задумывается о душе, говорят священнослужители.
Почему человеку, который решил поститься в первый раз, можно (а иногда и нужно) есть мясо, от какой молитвы не будет толка, рассказал настоятель храма иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" отец Анатолий Гришанов.
– Многие люди, которые решают поститься, в первую очередь делают акцент на питании: не есть мясо, пищу животного происхождения. Но пост – это не диета.
– Я знаю вегетарианцев, они по нашим понятиям все время постятся. Я знаю людей, которые под духовным прикрытием хотят похудеть. Кто-то хочет стать здоровее. И далеко не все ставят цель стать лучше. А пост как раз для того и нужен, чтобы нам стать лучше, чтобы работать с душой.
Но когда мы отказываем себе в еде, когда мы меньше едим тяжелой пищи, телу легче и легче молиться. Пост неразрывно связан с молитвой. Неразрывно. Но некоторые превращают его в диету. Человек во время поста молится больше, совершает прямые поклоны, читает Евангелие каждый день, в первые дни поста в храме происходят особо важные богослужения.
Когда есть рыбу, а когда только хлеб: календарь постного питания на 2019 год от "ТОЛКа"
– Но воздержание от пищи животного происхождения – это уже достижение? Можно похвалить себя за это?
– Нет. У человека могут быть свои побудительные причины не есть мясо, рыбу, не пить вино. Но эти побуждения, скорее всего, не имеют никакого отношения к христианству и к духовной жизни. Понимаете? Поэтому могут быть даже ложные предпосылки, означающие ложный путь, какую-то гордость, когда человек считает себя центром вселенной.
Если вы выдерживаете пост для здоровья, как диету, ничего плохого нет. Но Великий пост – это десятая часть года фактически. В древности мы Богу посвящали десятину. Это не только христианская традиция. И в духовном, моральном смысле мы десятую часть своей жизни посвящаем Богу. Мы отказываемся от всего приятного для нас не только в еде. Телевизор, например, выключаем, воздерживаемся от развлечений. И при этом мы больше молимся. Это, скажем так, наша жертва Богу, наша десятина.
– Надо воздерживаться и от увеселительных мероприятий?
– Если вы подходите к посту первый раз, вы можете вначале даже не воздерживаться от пищи, предположим, а только посвятить время внутреннему состоянию, состоянию своей души. И вы в скором времени поймете, что чтобы преуспеть в молитве, в духовной жизни, вам надо ограничить себя в еде. Вам необходимо отказаться от развлечений, иначе вы не преуспеете в молитве. Ваша молитва будет пустой, вы будете просто читать слова и все. А толку от этого не будет.
– Почему не будет толку от молитвы, если я не воздерживаюсь от пищи или развлечений?
Накануне православные христиане отмечали Прощеное воскресенье
– Молитва покаянная. Мы перед Богом понимаем, когда смотрим на себя со стороны, на свои поступки, чувства, мысли, что мы кругом в грехах. Все, что в нас есть хорошего, Богом заложено при рождении. Все плохое мы приобрели сами.
Чтобы это исправить, простых усилий недостаточно. И чтобы нам изменить свои навыки, привычки, свою природу, характер, недостатки, нам надо не просто сконцентрироваться на молитве, нужно себя ограничивать во многих вещах.
Бог помогает нам в наших усилиях. И вы в самом деле можете измениться. А если просто молиться… Постепенно наша молитва станет похожей на жалобу или на просьбу к Богу, и мы опять собьемся с истинного пути.
– Более 200 дней в году – это постные дни, когда православные должны выдерживать пост. Но ажиотаж всегда вокруг Великого поста. Почему так?
Если бы не было Пасхи, если бы Христос не воскрес, бессмысленна была бы вся вера, православие, христианство.
– Есть другая крайность: люди достаточно фанатично постятся. Осуждают тех, кто не выдерживает пост, не ходит в храмы.
– Это их личное дело, они могут жить, как им вздумается, они могут кому-то указывать. Но со стороны, по плодам, как говорится, видно, что люди раздражительные, любят всех поучать. Часто это люди злые, раздражительные, нетерпеливые, несмиренные. Это не православное проявление. Следовательно, вся их фанатичная духовная жизнь ложная. Вот и все.
И это было бы еще полбеды. Но так они же могут и навредить многим людям, которые еще только определяются.
– Своими нравоучениями? "Не так молишься, не так крестишься"?
– Да. Много крещеных, но мало кто знает суть христианства. И многие люди ищут эту суть, но натыкаются на людей, которые им могут помешать. Задача священника – не мешать людям приходить к Богу. Моя задача – не учить чему-то, не делать замечания. Это не моя обязанность. Моя обязанность – помочь человеку, которого коснулась божья благодать, прийти к церковной жизни, объяснить суть таинств, как через церковные таинства и молитвы можно приобрести духовные плоды. Рассказать об исповеди, о причастии.
Люди приходят к Богу не благодаря нашим проповедям, а какими-то своими дорогами. А те люди, о которых вы спрашиваете, не ведут и не идут к Богу. Они пытаются привязать к себе. Называют себя учителями, наставниками. Главное в пост – не есть друг друга. Пословиц и поговорок, связанных с постом, много. Но я всегда говорю, что правильный взгляд на вещи важнее ограничений в еде.
– Многие люди перетаскивают духовное, сокровенное в публичную плоскость. Людям проще выдержать 47 дней (в 2019 году Великий пост длится 47 дней – прим. ред.), демонстрируя успехи в социальной сети, делясь опытом с подписчиками. И это их путь и их выбор.
– Для мирян это немного смешно. "Простите меня за все, что я не выкладывал в сториз", – я и такое встречал в Прощеное воскресенье. Когда священнослужители в подобной плоскости начинают публиковаться, это, наверное, нехорошо, неприлично, потому что мы должны объяснять духовные вещи, говорить о самом важном. Но популяризироваться, опускаться на бытовой уровень, стараться удивить… Это принижает духовное значение поста.
– А можно в пост смотреть телевизор?
– Можно все, но не все полезно. Многие зависимы от телевизора. Я им предлагаю пульт на неделю убрать. Говорят, что не могут. Вот в этом случае отказ от телевизора полезен, он помогает победить привязанность. Я лично не смотрю телевизор. Но не потому, что я такой духовный, а потому, что мне просто не интересно.
Но когда люди не могут без него, вот тогда это плохо. И отказ от телевизора будет полезнее, чем отказ от еды. Человек будет больше читать, думать, размышлять.
– Если человек решит войти в пост со второго дня, со второй недели, с середины поста или выдержать только последнюю неделю – это не будет нарушением?
– Никогда не поздно войти в пост. Даже если человек по каким-то причинам не мог поститься, но у него есть желание, он может выдержать неделю перед Пасхой, особо строгую. Но в любом случае, если человек постится, а не выдерживает диету, он хотя бы один раз причащается. Если человек не причастился, значит, он в чем-то заблуждается и у него неправильный пост.