"У нас все печально": что говорят учителя Алтайского края о своей зарплате
РИА "Новости" подвело неутешительные для Алтайского края итоги исследования, касающегося зарплаты учителей. Специалисты выяснили, что 51,8% педагогов за свою работу получают менее 15 тыс. рублей. В итоге регион оказался на предпоследнем месте по доходам в школах, после нас только Дагестан, показатель которого не особо-то отличается: там 53,1% учителей не имеют достойной оплаты труда.
"Работаю учителем английского языка первый год. Стажа преподавательской деятельности до этого не имела. Веду параллели у третьих и седьмых классов. В день бывает разное количество уроков: иногда 5, иногда две полные смены – то есть 10 уроков. Моя ежемесячная зарплата составляет чуть больше 12 тысяч рублей", – рассказывает "ТОЛКу" одна из барнаульских учительниц Вероника.
Что самое интересное, по данным Росстата, за первое полугодие 2018 года средняя зарплата учителя составляет 22 тыс. рублей, что выглядит уже гораздо лучше. Хотя и эта сумма крайне мала. К примеру, если педагог снимает квартиру, то на жизнь у него остается около 10 тыс. рублей, на которые он еще должен оплатить интернет и мобильную связь, одеться, купить продукты и добраться до работы. Про 15 тысяч и ниже вообще говорить страшно.
"Что касается зарплаты, у нас все печально. Начиная c 2009-го нас перевели на новую систему оплаты – подушевое финансирование, которое зависит от количества учеников. Цена за одного ученика по стране разная – например, в Новосибирске она больше, чем в Барнауле. Раньше платили за часы, и все было намного прозрачнее – ставка 18 часов. Ты знал, что можешь взять две ставки и получать вдвое больше", – объясняет другая барнаульская учительница – Светлана, которая тоже преподает иностранный язык.
По ее словам, заработная плата педагогов сейчас складывается из двух основных составляющих: базовой ставки и стимулирующих выплат. Последняя часть меняется два раза в год: с сентября по декабрь она одна, с января по июнь – иная.
"С нового года я получаю на пять тысяч меньше. Это происходит потому, что у каждого учителя есть оценочный лист, там очень много моментов, среди которых показатели по ЕГЭ и ОГЭ, участие учеников в олимпиадах и конкурсах. Мои ученики хорошо сдали экзамены – зарплата была одна, а в январе ничего такого нет – вот и сумма уменьшается", – поясняет Светлана.
Стоит уточнить, что показатели успеваемости учеников и их активность переводят в баллы. Стоимость балла в каждой школе разная: где-то он равен 20 рублям, где-то 100. Но у каждой школы есть определенная сумма, которую выделяют на стимулирующие и делят на всех. Поэтому часто возникает такая ситуация: "меньше – лучше". Если в учебном заведении активность проявляют все педагоги, то и количество стимулирующих пойдет в оплату всем. А если выделяются один-два учителя, то поделится между ними. Хотя самый главный вопрос – где найти время для этой дополнительной работы?
"В данном случае выигрывают лишь учителя начальных классов, они чаще всего работают полдня, а потом занимаются подготовкой к конкурсам. У меня нагрузка 40 часов в неделю, баллы мне часто зарабатывать просто некогда. У нас еще и ввели второй язык. С января нас обещали перевести на другую форму оплаты, даже собирали рабочую группу. Но на этом все закончилось. Нам сказали, что отложили этот вопрос до сентября", – заключает Светлана.
По ее мнению, учителям сейчас важно получать достойную базовую часть, минус стимулирующей в ее неопределенности, что всем порядком надоело. А пока депутаты рассуждают о нагрузке "ленивых" педагогов, им остается только ждать заветного сентября.