Толк новости
Общество |

Только деньги берут: власти раскритиковали работу регоператоров в Алтайском крае

Заместитель председателя Правительства Алтайского края Александр Лукьянов выразил резкое недовольство работой регоператоров в районах
Читать в полной версии ➔

Качество работы региональных операторов стало темой дискуссии во время заседания Координационного совета при Правительстве Алтайского края по вопросам охраны окружающей среды и природопользования во вторник, 9 апреля.

  

Все началось с доклада начальника жилищного отдела Министерства строительства и ЖКХ Алтайского края Людмилы Штайнепрайс, которая рассказала о вопросах перехода региона на новую систему вывоза и переработки твердых коммунальных отходов.

"Хотелось бы сказать, что переходно-организационный период у нас в Алтайском крае завершен в 2018 году. Работа велась в течение нескольких лет", – сказала Штайнепрайс.

Какие вопросы решались:

вопросы определения полномочий органов исполнительной власти; формирование, отработка, утверждение территориальной схемы по обращению с отходами, в том числе с ТКО; Формирование нормативно-правовой базы; проведение конкурсных отборов региональных операторов; Установление тарифов по сбору и вывозу ТКО.

Представитель Минстроя напомнила, что региональные операторы приступили к своей деятельности уже с ноября 2018 года.

"Это по Бийской зоне: Бийск, Белокуриха. В Барнаульской зоне приступили к работе с 15 декабря. Остальные начали работу с 1 января 2019 года", – сказала Людмила Штайнепрайс.

Охват работы

По словам Штайнепрайс, на сегодняшний день охвачены данной услугой 214 населенных пунктов, в которых проживает 1,8 млн человек.

"Количество населенных пунктов еще недостаточное для полного введения всей системы перехода на новую схему обращения с ТКО. Задача зайти сразу везде, перед регоператорами не ставилась, и это,  наверное, невозможно в связи с тем, что там, где ранее не оказывалась данная услуга, зайти сразу и провести эти мероприятия нельзя", – заявила она.

Появившиеся вопросы

По словам Людмилы Штайнепрайс, существует ряд вопросов, которые всплыли на поверхность после введения реформы. Вопросы, по ее словам, связаны с деятельностью регоператора и органов местного самоуправления.

  

Несмотря на то, что нормативная база сформирована, существующих нормативных законодательных актов, которые есть, недостаточно.

"Например, полномочия органов местного самоуправления. Сегодня у нас недостаточно законодательных актов, которые бы регулировали вопросы взаимодействия органов местного самоуправления и региональных операторов. Сейчас в законе звучит так: "Участие органов местного самоуправления в системе обращения с ТКО". Получается, это не полномочия, а участие. Из-за этого во многих муниципалитетах в работе регоператора и органов местного самоуправления создается некое противоречие", – сказала Штайнепрайс.

По словам начальницы жилищного отдела Минстроя, на территории региона периодически организовываются встречи представителей регоператора и органов местного самоуправления для  проработки вопросов взаимодействия.

"Это графики вывоза и площадки накопления, что делать с отходами, которые не относятся к ТКО. Есть проблемы с золой, которая не относится к ТКО, но ее очень много в селах. Это создает вопрос: кто должен заниматься золой? ФЗ-89 говорит об отходах в принципе, а остальные отходы в полномочиях муниципалитета как были, так и остались", – уточнила Людмила Штайнепрайс.

Способы сбора мусора

Штайнепрайс обратила внимание, что в законе нет бестарного способа сбора мусора.

"У нас есть сбор в контейнеры, однако на практике получается, что почти все сельское население – это бестарный способ сбора мусора. На практике сейчас выходит, что есть два способа сбора мусора. Первый – это когда население складывает мусор в пакеты, мешки, после чего регоператор их увозит. Здесь есть проблема в том, что население выставило мешки, но есть те же собаки, которые все растаскивают. Это приводит к санитарному ущербу населенных пунктов. Вторая проблема заключается во времени для сбора мусора. Машина приезжает каждый раз в определенное время, что доставляет неудобство жителям, потому что кто-то работает или занят делами, но вынужден быть привязанным к месту и времени приезда машины, только чтобы вынести перевозчику пакет с мусором", – объяснила она.

100 млн рублей на контейнеры

  

Начальница жилотдела Минстроя обратила внимание, что сейчас очень остро стоит вопрос по оборудованию контейнерных площадок контейнерами не только многоквартирных домов, и сообщила, что краевыми властями было принято решение о выделении 100 млн рублей на приобретение контейнеров. Она заверила, что если данная проблема будет решаться, то Алтайский край сможет безболезненно перейти на раздельный сбор ТКО. Для этого нужно обеспечить население необходимым количеством контейнеров, чтобы впоследствии добиться раздельного сбора отходов. 

"Там уже дело техники – или будут контейнеры покрашены, или что-то еще. Этот вопрос встанет, когда придет время. Часто поступают звонки в Минприроды края с вопросами, которые объясняются незнанием закона. Люди не понимают, что если регоператор заехал к ним в район, если определены места накопления, определен график, то неважно, складываешь ты туда свой мусор или сжигаешь его в печи, ты обязан платить за вывоз мусора", – разъяснила Штайнепрайс.

Сжигать мусор нельзя

Также Людмила Штайнепрайс подняла вопрос о той категории потребителей, которые предпочитают сжигать мусор самостоятельно.  

"Люди сжигают тот же пластик в бане или дома в печке. Но это ведь недопустимо, потому что наносится вред экологии. По данному вопросу должна вестись работа органов местного самоуправления", – пояснила она. 

  

Критика работы региональных операторов

По итогам доклада Людмилы Штайнепрайс заместитель председателя правительства края Александр Лукьянов рассказал о своем недавнем общении с местным населением, которое ему пожаловалось на безответственное отношение регионального оператора к исполнению своих обязанностей.

"Пару дней назад я был в Славгороде и наслушался столько о работе местного регоператора, что страшно пересказать. На прошлой неделе был в Хабарах, завтра буду в Кулунде, послезавтра поеду в Немецкий национальный район. Где я был, везде говорят одно и то же. На телефоны людям не отвечают, кто руководитель – никто не знает, когда, где и чего – никто не понимает. Я населению не могу объяснить, почему больше чем в два раза тариф поднялся, а лучше ситуация не стала. Может, вы сможете мне пояснить?" – поинтересовался Лукьянов.

Людмила Штайнепрайс признала, что по Славгородской зоне действительно есть вопросы, которые неоднократно обсуждались.

"Что касается тарифов, то, наверное, не смогу ответить на этот вопрос", – сказала Штайнепрайс.

Александр Лукьянов:

– Я понимаю, что проблемы, тарифы и другие вопросы. Но дело не в этом. Дело-то в том, что должно быть у людей лучше, а получается иначе.

Людмила Штайнепрайс:

– Должно быть лучше, но, к сожалению...

Александр Лукьянов:

– Что изменилось, вы мне скажите?! Мы говорим о том, что нужно поставить и покрасить контейнеры в разные цвета, а потом все равно в машину свалим и вывезем на одну свалку! Кто будет сегодня заниматься переработкой? И кто будет заниматься вопросами организации этих процессов?

Людмила Штайнепрайс:

– Вопрос переработки, наверное, не совсем к нам, но все равно мы изучаем его, рассматриваем коммерческие предложения. Что касается Славгородской зоны, то у нас действительно есть проблемы и по вывозу. Вы упомянули Кулунду, хотела сказать, что это некое подогревание населения, которое не совсем иногда обосновано. То есть сама разбиралась, именно по Кулунде, там вывозятся твердые коммунальные отходы.

Александр Лукьянов:

– Хорошо! Завтра у меня Кулунда будет. На прошлой неделе у меня были Хабары. Мне говорят, что по телефону, который озвучен, люди звонили, но никто трубку не берет, население не знает, к кому обращаться. Решение вопроса какое должно быть? Ну если не справляется регоператор, то давайте от него избавимся! Заведите из Бийска, заведите еще кого-то. Нам какая разница, кто будет заниматься? Потому что пока получается, что мы для него выхаживаем тариф. На любом совещании губернатора только и говорят, что тариф занижен и занижен! Регоператор не справляется, потому что нет денег, а у него кроме табуретки и ручки ничего нет! С органами он не взаимодействует – ни с районными, ни с сельскими, и с населением не работает.

Людмила Штайнепрайс:

– Вопрос рассматривался и рассматривается сейчас. У нас есть один рычаг – это банковская гарантия. То есть когда он будет лишен статуса регоператора, банковская гарантия остается  в бюджете края. На следующей неделе планируется проведение совещания на уровне губернатора края по поводу Славгородской зоны. Действительно, последний месяц по данной зоне не было никаких упрощений, потому как у нас каждый день до десяти обращений от жителей Славгородской зоны по поводу работы регоператора "Позитив 88".

Александр Лукьянов:

– Объясните, почему выросла стоимость вывоза и ни черта, простите, не делается?

Людмила Штайнепрайс:

– По Кулунде могу сказать, что там у нас работает тот же перевозчик, который ранее работал.

Александр Лукьянов:

– Но цену-то подняли? Она выше, чем была в декабре.

Людмила Штайнепрайс:

– Это вопрос больше, наверное, к управлению по тарифам, почему у нас так разнится тариф между зонами.

Александр Лукьянов:

– Получается так, что мы из бюджета выкидываем 100 млн на оборудование контейнерами и создание им условий для работы, а их обязанность – повысить тариф и собирать деньги, а потом обижаться, что не все платят.

Напомним, что в декабре 2018 года жители Славгорода жаловались на работу своего регионального оператора ООО "Позитив 88", который установил тариф на вывоз ТКО более высокий, чем в других городах края.

  

 

Читать в полной версии ➔