Толк новости
Экономика |

Последняя капля: эксперт о критической ситуации на алтайском топливном рынке

На оптовом рынке цены на топливо продолжают расти, в рознице дела обстоят не лучше. Эксперты не обещают ничего хорошего.
Читать в полной версии ➔

Нефтяники попросили поднять цены на топливо на 4-5 рублей за литр. О необходимости такого шага представители компаний  заявили на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака. Это при том, что цены на бензин в России продолжают расти. На розничном и на оптовом рынках. Проблема, на самом деле, не новая. Еще в начале лета СМИ писали о повышении стоимости топлива на АЗС. Тогда руководством страны были даны вполне конкретные поручения для стабилизации ситуации, которые, говорят эксперты, были проигнорированы.

Оптом дороже

После резкого скачка в июне цена на топливо стабилизировалась. На весьма непродолжительное время. Уже в августе стоимость бензина на АЗС опять поползла вверх, и, судя по прогнозам экспертов, останавливаться не будет.

По данным Росстата, в сентябре 2018 года цены производителей на сырую нефть увеличились на 2,1% (с начала года – на 27,7%), тарифы на ее перекачку трубопроводным транспортом снизились на 0,2% (с начала года выросли на 5,2%).

По словам вице-президента Российского топливного союза (РТС) Юрия Матвейко, ситуация на топливном рынке складывается критическая. Причина - регулярное повышение оптовых цен. 

"Меня приглашают к Дмитрию Козаку 1 ноября. Попасть на совещание не получается, но я думаю, что мои коллеги донесут информацию. Поймите: чуда не случится. Это рванет, повторится 2011 год, когда у нас в один момент остановили работу более 300 автозаправочных станций. Не было возможности выехать на пожары, привезти людей на "скорой". У нас это случится в ближайшее время, если не стабилизируют внутренний рынок", – рассказал "ТОЛКу" вице-президент РТС.

 Фото: Олег Укладов/politsib.ru

Цены на оптовом рынке продолжают расти. Согласно документу (имеется в распоряжении "ТОЛКа"), где указана оптовая стоимость, тонна зимнего дизтоплива на барнаульской нефтебазе с 29 октября стоит уже  64 тысячи рублей. Цена подросла на 1000 рублей за четыре дня. И это не предел. Следующее повышение, говорит Матвейко, может произойти уже в начале ноября.

"Пришел протокол с заседания комиссии Козака, где говорится, что цены оптовые и розничные необходимо стабилизировать. А за это время уже пять или шесть раз повышались оптовые цены нефтяными компаниями. Мы в региональную ФАС пишем обращения, что оптовые цены выше розничных. Но наша ФАС отвечает, что они могут влиять только на розничный рынок - оптовым занимается ФАС России. А последние говорят, что все прекрасно", – говорит Матвейко.

Между тем, отмечает эксперт, у Федеральной антимонопольной службы есть эффективный способ влияния на нефтяные компании. Если доказать объем, который был реализован с нарушением 135-ФЗ, то можно назначить оборотный штраф. Это от 1% до 15% от суммы реализованной продукции. С учетом того, какие сейчас цены на нефтепродукты, размер штрафа будет исчисляться в миллиардах рублей.

  

Себестоимость литра 92-го для "Роснефти" составляет 39,9. На алтайских АЗС этой компании 92-й отпускают в розницу по 40,35 руб. за литр. Прибыль минимальная. Если взять другую марку бензина, например, 95-ю, то себестоимость равна 43,7 руб. за литр. Розничная цена – 42,15. Получается, что бензин этой марки продают себе в убыток. Но "Роснефть" может себе это позволить, в отличие от частных АЗС.

Частные АЗС

Доля независимых сетей на рынке страны составляет около 60% от общего числа автозаправок. В Алтайском крае процент таких игроков еще больше. В регионе 500 АЗС, из них 380 – частные. Судя по ситуации, которая складывается, до конца года "доживут" не все.

"Сегодня себестоимость зимнего топлива – 54 рубля за литр. На АЗС оно должно стоить 58 рублей. На автозаправке нефтяной компании оно стоит 44 рубля. Как вы считаете, что скажет житель Алтайского края, который видит рядом две АЗС, между которыми огромная разница в цене на один нефтепродукт? Что он скажет в адрес той АЗС, которая продает топливо намного дороже? До конца этого года точно "доживут" не все. При условии, что рынок не сбалансируют", – отмечает эксперт.

  

Из всех муниципальных образований Алтайского края АЗС нефтяных компаний нет в 22. Так что жители этих территорий будут вынуждены покупать топливо по высокой цене, отмечает эксперт.

Нефтяные компании не выполнили ни одного поручения комиссии под руководством Козака. "Мы видим отчеты нефтяных компаний за семь-восемь месяцев. Прибыль по сравнению с прошлым годом выросла в три-четыре раза. У нефтяных компаний все здорово. Они плевали на все поручения председателя правительства и зарабатывают на экспорте сверхдоходы", – говорит Юрий Матвейко.

В протокольном поручении председателя правительства было сказано: нарастить объемы, стабилизировать цены, насытить внутренний рынок по сравнению с 2017 годом плюс 3%. Ничего не выполнено.

"Рынок, если говорить о частных АЗС, парализован. И это выглядит так: предприниматели нарушают решение о заморозке цен, которое было принято в конце мая 2018-го. Нефтяные компании заморозили розничные цены, а оптовые – нет, хотя о них в документе тоже идет речь. Это кроме как саботажем я назвать не могу. У нас есть регуляторы – Минэнерго, ФАС. Они никаких карательных действий ВИНКами не принимают. Только предупреждают. Если бы это была частная компания, ее бы не было уже. Здесь мы видим другое. Руководители ВИНК могут себе позволить не выполнять решения правительственной комиссии и поручения председателя правительства", – резюмирует эксперт.

Как пишет РБК со ссылкой на президента Независимого топливного союза Павла Баженова, в 40% регионов России наблюдается острый дефицит дизельного топлива на нефтебазах крупнейших нефтяных компаний. На некоторых нефтебазах дизтоплива нет более десяти дней, весь объем отдан на собственные АЗС. Если подобная ситуация все-таки возникнет в Алтайском крае, запаса топлива хватит всего на пару дней.

Читать в полной версии ➔