Толк новости
Политика |

Томенко рассказал о звонке Путина, верит ли он цифрам и на что у него нет ответа

Глава региона отвечал на вопросы журналистов 2,5 часа
Читать в полной версии ➔

Накануне отчета губернатора Виктор Томенко дал большое интервью журналистам краевых СМИ. Встреча длилась  2,5 часа. Глава региона рассказал о ближайших кадровых назначениях, доволен ли он работой краевого правительства, в каких отношениях находится с врио главы Республики Алтай, насколько он доверяет цифрам, информирующим о росте зарплат в Алтайском крае, и зачем Виктору Петровичу звонил президент Владимир Путин.

Кроме того, в ходе беседы глава региона пообещал журналистам обсудить с прокурором края судьбу усадьбы купца Михайлова и оценил работу "Белокурихи-2" и ОЭЗ "Бирюзовая Катунь".

Наиболее любопытные моменты разговора губернатора с журналистами "ТОЛК" выкладывает подкастами. Аудиофайлы можно слушать с любого устройства.

Вице-губернатор

– Кадровый вопрос. Как известно, в правительстве края не закрыта вакансия "промышленного" вице–губернатора. С чем связаны такие долгие поиски?

– Я так скажу: вы видели все шаги по формированию правительства. Они все прозрачные, публичные. Вы видели некоторые мои сомнения, переживания по поводу назначения целого ряда должностных лиц правительства Алтайского края.

  

Все руководители соответствующих органов власти назначены. Я не торопился с назначением замов. Я сопоставил баланс людей, которые жили в Алтайском крае и работали в органах власти с теми, кто жил в Алтайском крае, но в органах власти не работал, и тех, кто приехал откуда-то, в том числе из Красноярска. И я принял решение, что будет правильно, если руководителем этого направления будет наш земляк, житель Алтайского края. Компетентный, авторитетный человек, который станет в определённой мере куратором для достаточно квалифицированных руководителей органов власти.

Я с этим вопросом не торопился, осматривался по сторонам, знакомился с людьми, общался, примеривался, подбирал. Руководителя я подобрал. Скоро вы его кандидатуру, я думаю, узнаете от меня. Это вопрос нескольких недель.

 

Томенко о переформатировании структуры правительства

Работа правительства

– Вы требуете от своих подчиненных не констатации фактов, а выводов, предложений. И каждый раз такое ощущение, что отчеты Вам все равно каждый раз предоставляют в старом формате, и Вы каждый раз повторяете одно и то же. На ваш взгляд,  почему так происходит?

– Учимся помаленьку, учимся. Но если серьезно отвечать на этот вопрос, то я уже сказал, что обновленный состав правительства сформировался фактически только в конце 2018 года. Большая часть членов правительства раньше работала в органах исполнительной власти или в смежной сфере деятельности. Некоторые приехали со мной из Красноярска.

Мы сформировали обновленный коллектив, требования я свои также сформулировал. И понемножку идет притирка. Это совершенно нормально. Сегодня только апрель 2019 года. И несколько месяцев пока только работаем в таком составе и в таком режиме. Но я хочу сказать, что, на мой взгляд, прогресс есть. Я часто не удовлетворен тем, что делают мои подчиненные или руководители разного уровня, но то, что прогресс есть – этого отрицать нельзя.

 

Томенко о стремлении сделать работу правительства максимально понятной людям

  

Отчет губернатора

– 26 апреля состоится отчет губернатора по итогам работы прошлого года.  Вы можете уже сегодня сказать, довольны результатом 2018-го? И все ли получилось из того, что хотелось сделать?

– Год можно было разделить условно на три части, совершенно неравнозначные. До конца мая это была одна жизнь. После того, как президент принял отставку Александра Карлина и меня назначил врио губернатора края, жизнь изменилась серьезно. Я знакомлюсь (с краем. – Прим. ред.), завоевываю доверие, потом состоялись выборы, вступил в должность, вышел с предложениями о том, что систему управления, особенно исполнительной власти, краевой надо серьезно преобразовывать. 

По большому счету со всеми задачами текущей повестки 2018 года, я думаю, что исполнительная власть справилась.

 

Глава региона о результатах работы в 2018-м

– Ваш предшественник к критике относился довольно сложно. Расскажите накануне вашего отчета, как Вы относитесь к критике и мотивирует ли она Вас? Или наоборот?

– К критике я отношусь плохо. Это шутка. Критика критике рознь. Есть голословные вещи, заявления. Критика, которая конструктивная, которая содержит мысль, предложение, пожелание, побуждает к чему-то – это отличная обратная связь. Поэтому к критике я отношусь хорошо. Будучи человеком довольно дипломатичным, по возможности бесконфликтным, гибким, я стараюсь избегать особенно острых ситуаций. А критики, поскольку долго работаю на руководящих постах, всегда очень много.

 

Томенко о том, почему критика – это здорово и кому простительны резкие формы критики

– В отчете глава региона концентрируется на цифрах. Это срез основных показателей: экономический, социальный и так далее. Насколько они отражают реальную картину, которая сложилась в крае? Условно: можно поднять зарплату, и мы все примерно представляем, как это можно сделать. Насколько Вы доверяете цифрам? И насколько мы можем им доверять?

– А имея самую маленькую заработную плату среднюю, имеем больше всех торговых центров. Вот как цифрам верить? Я так скажу: вероятно, какая-то доля определенная латентной экономики имеет место быть.

Тем не менее есть система некоторого статистического наблюдения. И надо сказать, что если она и имеет какой-то изъян, то она и работает с этим изъяном много лет. И если она ошибается, то ошибается много лет подряд. То есть врет, но каждый раз одинаково врет. Поэтому можно оценить динамику того, что происходит, в любом случае. Некоторые вещи оцениваются достаточно точно.

Есть система налогового учета, надзорного наблюдения и контроля. И мы разные данные пытаемся в конечном итоге сопоставить и понять: достаточно достоверные цифры или нет. Если говорить про среднюю заработную плату, то показатель этот довольно точно считается.

Цифрам по большей части можно верить. Но  никогда не будет лишним перепроверить.

 

Губернатор объясняет, что такое "средняя заработная плата" и можно ли верить цифрам

Социальные проблемы

– В Алтайском крае довольно остро стоит проблема транспортного сообщения между отдаленными населенными пунктами. Автобусные маршруты сокращаются, автопарк крайне изношенный. Предлагалось решить проблему за счет частных перевозчиков, но им это невыгодно. Как правительство намерено решать эту проблему?

– Ситуация здесь разная, но вы правы совершенно, что довольно большое количество наших населенных пунктов, а на самом деле целых территорий на карте края, где ситуация, к сожалению, плохая. Как из нее выходить – у меня на сегодняшний день точного представления нет. Процессы, которые привели к этому состоянию, были растянутыми во времени. Что-то не сделали, где-то автобус один отменили, где-то маршрут один сократили.

  

На это дело наложились другие обстоятельства. В том числе разрушение автомобильных дорог, работа нелегальных перевозок, которые забирают часть пассажиров и делают работу официальных перевозчиков нерентабельной.

Цена вопроса – сотни, многие сотни миллионов. Готовности всех сторон бюджетного процесса пойти на дополнительные расходы сегодня не просматривается. Не то чтобы мы совсем не знали об этом и сейчас глаза открыли. Знаем, понимаем, оцениваем. Дорого, много, не видно механизмов. Но если ситуацией не заниматься, она будет ухудшаться.

– Проблема миграции людей из Алтайского края стоит достаточно остро. Как правительство Алтайского края планирует решать проблему оттока жителей из региона?

– Мне кажется, здесь мы нового ничего не придумаем. Чтобы люди здесь жили, учились, работали, создавали семьи и реализовывали себя, надо создавать условия. Человек уезжает по каким-то причинам. Есть причины, на которые мы повлиять не можем. Но в основном это какое-то недовольство своим положением здесь, своим уровнем жизни здесь. Отсутствие представления о том, что планы могут быть реализованы, а потенциал раскрыт.

Демографические процессы, к сожалению, много лет подряд продолжают быть негативными, и имеет место быть естественная убыль. И, к сожалению, показатели у нас ухудшаются. В частности, в прошлом году у нас умерло на 10 тысяч человек больше, чем родилось. И разница между теми, кто приехал и уехал, еще семь тысяч. Итого минус 17 тысяч.

 

Томенко о том, как и кто может изменить ситуацию с миграцией людей из Алтайского края

Туризм

– Как Вы видите перспективы развития "Белокурихи-2" и ОЭЗ "Бирюзовая Катунь"?

– По "Белокурихе-2": мы с этим проектом приняли участие в федеральной целевой программе. Объем работ проделан большой, обязательства, которые на себя брали федеральные власти, выполнены и профинансированы в полном объеме. Обязательства, которые взял край, тоже в полном объеме выполнены. Инвестиции, которые должны были прийти со стороны частных инвесторов, пока не доисполняются. Это не фатально. И это не значит, что проект неправильный. Когда что-то планировалось, рассчитывали на одни внешние обстоятельства, потом случился 2014 год. Инвестиционная активность немного рухнула. Многие стали пересматривать свои планы.

 

Томенко о перспективах "Белокурихи-2"

Теперь по ОЭЗ "Бирюзовая Катунь". Ситуация несколько сложнее. Но сделано тоже уже немало и идея сама по себе перспективная. Мы сейчас тоже немного перестроились, обновили органы власти, и руководителей я немного поменял. Работаем с резидентами особой экономической зоны. Интерес продолжают проявлять. Многие, так скажем, состоятельные инвесторы требуют дополнительного внимания со стороны краевых властей, я на все это готов и уже этим занимаюсь.

Я думаю, что это проект, который будет жить. Но, к сожалению, первоначальные представления о том, как быстро можно реализовать этот проект, оказались немного неточными. Планы сейчас обновим, уточним, от проекта не отказываемся и будем его реализовывать. И думаю, что он нас еще не раз порадует.

 

О новом аэропорте и возможном увеличении показателей туристической отрасли

Усадьба купца Михайлова

Справка: бывшую усадьбу купца Петра Михайлова хотят снести, а на ее месте построить восьмиэтажное здание прокуратуры. Усадьба, состоящая из двухэтажного кирпичного дома и полукаменного флигеля, была построена в начале XX века. Представляет историческую, архитектурную ценность, хоть и не имеет официального статуса объекта культурного наследия. Здание расположено на пересечении проспекта Социалистического и улицы Партизанской.  

Почему в Сибири так много объектов культурного наследия

– У объекта нет никакого статуса. Позиция прокуратуры тоже известна. Есть активная общественность, которой в свою очередь в прокуратуру бы пожаловаться на эту ситуацию, но странно жаловаться в прокуратуру на саму прокуратуру. Так я скажу: формальных каких-то ни оснований, ни возможностей вмешаться нет. Ни у меня, ни у органов власти. Пока, ей-богу, ума не приложу, что делать. Мне до сегодняшнего разговора казалось (и сейчас так кажется), что ситуация уже непоправима.  

Все это лежит в плоскости сложных градостроительных решений. А у нас до сих пор Генплана нет у города. Давайте я подумаю. Я поговорю с прокурором нашим краевым. Хотя, в принципе, мы все уже поговорили по кругу. Это будет еще один заход. 

Об Олеге Хорохордине и Республике Алтай

– Я Олега Леонидовича (врио главы Республики Алтай Олег Хорохордин. – Прим. ред.) знаю хорошо. Мы в хороших отношениях. У него сейчас непростой период, и я его хорошо понимаю. В поддержку его приложу максимум усилий, чтобы у него все там получилось. Как в свое время меня поддержал Александр Бердников, когда я был временно исполняющим обязанности губернатора края.

Я довольно быстро пришел к выводу и его придерживаюсь: край и республика сильно взаимосвязаны.

Был момент: начало апреля и мне надо улетать в командировку. Должна была быть встреча с большим "Газпромом", и я вылет перенес с утра на вечер. Днем сижу на работе, кто-то из федеральных руководителей у меня. Сидим, обсуждаем вопросы – и тут мне звонят и говорят: "Вам звонит президент". Говорю, что, давайте соединять. Приемная предупреждает, что сейчас Владимир Владимирович будет со мной разговаривать. Отвечаю, что готов и думаю: "Что случилось? Вроде у нас все нормально".

А у нас была острая тема, связанная с учительницей в купальнике. Думаю, неужели учительница в купальнике и президент?..

Соединяют меня, он смеется, говорит: "Слушай, ты меня извини, я соседа твоего просил набрать, у него же сегодня день рождения. Собирался поздравить, ну, раз уж соединили, давай рассказывай, как дела с посевной, с пожарами?"

Я говорю: "Все хорошо, Владимир Владимирович, у нас все идет по плану. Не подведем".  

Нам (с Республикой Алтай. –  Прим. ред.) нечего делить. Это наша общая земля. Мы добрые соседи, мы – граждане одной страны. Границы, которые там существуют, для людей достаточно условны, поэтому надо по максимуму пользоваться теми возможностями, которые у нас есть. Друг другу помогать и побольше таких совместных трансграничных мероприятий делать. Чем больше таких коллабораций будет, тем лучше.

О чем еще говорили:

Как стать успешным

Все начинается в семье. Какое-то воздействие оказывает телевизор, реклама, государственная политика, но настрой на успех – это то, что в тебя закладывает окружение и воспитание.

90-е

Сегодня возможностей предоставляет жизнь молодежи не меньше, чем было у нас. Одно я только скажу, что, когда происходит слом (хочется сказать красиво) эпох, например 90-е, что пришлось на нашу молодость, то в этот момент появляется возможностей для молодежи больше, чем когда ситуация спокойно, эволюционно развивается. Представить мою карьеру, если бы я родился хотя бы лет на 10 раньше, просто невозможно. Управление "Норникеля": если человек попадал в 40 лет, считалось, что это круто. Что это молодого специалиста оторвали, что вот это карьеру делает. А у меня, вы знаете, я уже в 24 года работал в руководстве финансовых органов. Но это, скорее, исключение из правил.

О кадрах

Кадры надо привлекать, завлекать и удерживать. Для этого надо создавать им условия. Начиная, естественно, с достойной зарплаты, чтобы человек не смотрел в Новосибирск или Кемерово, заканчивая средой.

Доверие к власти

Доверие – категория непростая. С одной стороны. С другой стороны, что такое доверие – это когда ты говоришь, а потом делаешь. Когда обещаешь, а потом выполняешь. Что мы делаем, я делаю, власти краевые делают, чтобы доверие со стороны жителей края сохранялось. Мы стараемся своим обещаниям следовать. Стараемся не формировать завышенных ожиданий. От этого иногда скудными являются наши эмоции или какие-то заявления. Но если уж что-то пообещали, то надо делать.

Честь мундира

Если это плохое решение и ты сам это понимаешь, надо взять его и отменить. И если ты 10 дней назад и приносил присягу всем жителям Алтайского края, что мы будем заниматься ответственной социальной политикой, а через 10 дней такое происходит – пойди исправь. Это доверие порождает больше, чем чистота мундира.

Мусорная реформа

Реформа пока идет плохо, слабо идет реформа. Очень много она обнажила проблем. На сегодняшний день задача региональных властей вместе с муниципалитетами и вместе с регоператорами, пожалуй, заключается в том, чтобы ее не сорвать. Не устроить коллапса. У нас 1600 населенных пунктов в регионе. Живет 2 млн 300 тыс. человек. Сегодня у нас регоператоры зашли и работают в соответствии с региональной схемой в 216 населенных пунктах. Это примерно чуть больше 1 млн 700 тыс. человек.

О Барнауле

Я Барнаул люблю. Мне Барнаул нравится. Но это не значит, что все тут меня устраивает. Наоборот. Когда неравнодушно относишься, то все больше и больше претензий ко всему. Градостроительных решений некачественных принято навалом.

 

О том, что раздражает в Барнауле, "игрушечной" набережной и местной "фишке" города

Вопросы главе региона задавали журналисты краевых изданий: Татьяна Гладкова ("ТОЛК"), Олег Купчинский ("Алтайская правда"), Елена Лепезина (ИА "Амител"), Елена Маслова (ИД "Алтапресс"), Артем Кузнецов ("Политсибру"), Виктория Крахмалева ("Банкфакс"), Ольга Ведерникова ("Комсомольская правда на Алтае") и блогер Антон Понкрашев.
Читать в полной версии ➔