Толк новости
Экономика |

Что будем делать. Эксперты о проблемах экспорта алтайской агропродукции

Говорить надо про Китай, но думать про Индонезию. Как в крае будут развивать экспорт агропродукции
Читать в полной версии ➔

В региональном правительстве обсудили проблемы и перспективы развития экспорта алтайской агропродукции. Пока проблем и парадоксов больше, чем перспектив, говорят эксперты. Сдерживающих факторов для расширения торговых границ немало. Это и административные препятствия, логистические, маркетинговые и технологические.

В заседании правительства, где обсуждали экспорт продукции АПК, приняли участие не только представители разных ветвей власти, но и представители Союза зернопереработчиков Алтая и руководители ряда региональных предприятий-экспортеров.

Заседание проходило в уже привычном формате: основной доклад и уточняющие вопросы от главы региона Виктора Томенко. Уже по сложившейся традиции вопросы задавал только губернатор.

Первым о положении дел рассказывал начальник управления региона по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Александр Большаков. Свой доклад он начал со статистики.

Он доложил Томенко, что в 2018 году в регионе произведено 4,4% от общероссийского валового сбора зерновых и зернобобовых культур, 5% масличных культур, а также 28% крупы (56% гречки и 43% овсянки), 14% сыров, 11% муки и 10% макаронных изделий.

Значительный объем производства продукта при стабильном уровне потребления внутри края и в целом по России ориентирует на увеличение отгрузок на экспорт. Алтайские предприятия отгружают за пределы региона, включая экспорт, 800 тыс. тонн муки, 340 тыс. тонн крупяных изделий, 80 тыс. тонн макарон, масла растительного – 120 тыс. тонн, сыров – 65 тыс. тонн.

"Важнейшей составляющей внешнеэкономической деятельности Алтайского края является экспорт продукции АПК, общая стоимость которого в 2018 году составила более 198 миллионов долларов США.  По отношению к 2017 году рост составил 6,8 %. В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации и паспортами федерального и регионального проектов ("Экспорт продукции АПК" – прим. ред.) к 2024 году экспорт продукции АПК региона должен составить 501 миллион долларов США или увеличиться в 2,7 раза по отношению к 2017 году", – заявил начальник управления региона по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Александр Большаков.

Для этого, продолжил Большаков, надо решить комплекс задач. В том числе по производству новой экспортно ориентированной товарной массы, второе – по созданию необходимой инфраструктуры, третье – необходимо устранить  торговые барьеры, тарифные и нетарифные, и, наконец, надо решить задачу по созданию системы продвижения и позиционирования продукции АПК региона.

  

По словам начальника управления, сегодня производство зерна в Алтайском крае полностью обеспечивает внутреннее потребление и создает значительный экспортный потенциал. При этом в условиях стабильности объемов потребления продукции экспорт является основным драйвером для развития отрасли растениеводства.

В 2018 году Алтайский край в три раза (если сравнивать с 2017-м) увеличил отгрузки зерна на экспорт до рекордных 121 тыс. тонн в натуральном и 22 миллионов долларов в стоимостном выражении. Торговыми партнерами по поставкам зерновых стали Монголия, Латвия, Китай и Литва.

Чуть позже, отвечая на вопросы губернатора, Большаков заявил, что почти четверть местной агропродукции экспортируется через другие регионы и не учитывается статистикой. На экспорт через другие регионы уходит алтайской продукции АПК на весьма внушительную сумму – от 40 млн долларов до 50 млн долларов в год. Это треть от "прямого" экспорта продукции АПК в 2018 году (общая сумма составила 198 млн долларов).

Что касается препятствий и рисков, то это в первую очередь жесткие логистические ограничения для перевозок зерна на экспорт из территориально удаленных регионов, высокие тарифы на перевозки, а также недостаточно развитая конкуренция в сфере предоставления услуг владельцами подвижного железнодорожного состава и высокая стоимость этих услуг.

Алтайский край является крупнейшим российским регионом – экспортером продукции переработки зерна. По итогам 2018 года поставки за рубеж составили 88,5 тыс. тонн на общую сумму в 27,2 миллиона долларов США. При этом необходимо отметить, что по итогам 2018 года по отношению к 2017 году экспорт продуктов перемола в натуральном выражении вырос почти на 17 тыс. тонн, однако в стоимостном выражении всего на 2 миллиона долларов США, что объясняется изменением ценовой конъюнктуры рынка.

В 2018 году основными покупателями алтайской муки стали Таджикистан, Китай, Сирия, Беларусь и КНДР. Крупяные изделия востребованы в странах СНГ, Монголии, Германии и других государствах. Что касается китайского рынка, то о нем говорили еще не раз в разрезе "да, но": да, необходим, но много препятствий. Или: "да, думаем про Китай, но в уме держим Индонезию". В частности, об этом заявил президент Союза зернопереработчиков Алтая, гендиректор АО "Грана" Валерий Гачман. Его доклад был не только самым эмоциональным, но и самым обстоятельным. 

Гачман начал с того, что мукомольная отрасль региона загружена не более чем на 70%. При этом спикер отметил, что он говорит не о статистических данных, а о реальном положении вещей. "Я говорю только о предприятиях, которые работают. Если брать все производственные мощности, то картинка будет еще печальнее", – сразу подчеркнул гендиректор АО "Прана".

Говоря о потенциале, то реальные производственные мощности сегодня – это 1 млн 800 тыс. тонн.

"Где-то полмиллиона тонн, Виктор Петрович, это около 200 млн долларов, мы могли бы загрузить, если бы видели рынок сбыта этой муки. Потенциал у нас есть для увеличения объемов, и, скорее всего, есть потенциал по сырьевой базе. Увеличение урожайности на 50% приведет к росту товарной массы в два раза. У нас главная проблема будет не зерно вырастить, а что мы будем с ним делать", – заявил Гачман.

И тут же продолжил, что сегодня мы должны говорить о международных рынках. "Рынок муки, товарищи, мировой вырос с 10 млн тонн до 14. Причем есть страны, где он не будет расти никогда. Я буду сегодня говорить в основном про Китай. Однако говорить нужно про Китай, но думать надо про Индонезию, Филиппины, Малайзию, те страны, которые, в отличие от Китая, себя пшеницей не обеспечивают и не будут обеспечивать никогда", – говорит Гачман.

Доля России по экспорту зерна составляет более 20% мирового рынка, муки – 1%. Казахстан – 17%, Турция – 24%. "Наше почетное 16-е место – 200 тыс. тонн. При 40 млн тонн экспорта зерна. Это еще неплохой результат, бывало и хуже. Потенциал Турции – это наша пшеница. Около 10% торговли пшеницы идет в виде муки. От наших 40 млн тонн мы должны продавать 4 млн, а мы продаем 200 тыс.", – заявил эксперт.

Валерий Гачман обратился к Томенко со словами, что правительство края может помочь здесь тем, что обострит неочевидные моменты: "Начиная от того, что происходит в голове у сотрудников Минсельхоза, заканчивая межправкомиссиями".

"Я думаю, что нет смысла все сжимать в один документ, допустим, обращение регионального правительства в соответствующие федеральные инстанции. Но и необходимости делать огромный опус тоже нет. Думаю, надо разбить все, о чем говорилось сегодня на заседании, на конкретные темы и по ним работать – отслеживать ситуацию, разрабатывать и шлифовать необходимые документы. Очевидно, что решение даже части конкретных вопросов уже даст заметный эффект и в части экспорта, и в экономике региона", – резюмировал Виктор Томенко.

Кроме того, глава региона отметил своевременность обсуждения темы экспорта продукции АПК и глубокую заинтересованность всех участников заседания в решении главной задачи – увеличении объемов поставок продукции в другие страны и развитии экономики региона.

Читать в полной версии ➔