"Удар с тыла": профессор Тишкин о недопуске к выборам ректора АлтГУ
Аттестационная комиссия Минобрнауки РФ не одобрила полный список из четверых претендентов на пост ректора АлтГУ. В последний этап выборов, к удивлению многих, не попал завкафедрой археологии, этнографии и музеологии Алексей Тишкин. Он объяснил "ТОЛКу", почему это произошло.
-Алексей Алексеевич, в чем может быть мотивировка отказа? Какие-то проблемы возникли на собеседовании?
-Нет, собеседование прошло в формальном режиме. Отводится 5-10 минут на вопросы. Вопросы были стандартные. Первый вопрос звучал так: "чтобы вы могли добавить в свою программу?". Программа у меня была целостная, продуманная. Не с бухты-барахты написанный текст на 15 страницах. Это реальность, которую я понимаю и могу реализовать. Я сказал, что в программу добавлять ничего не собираюсь. Она хорошо структурирована и опирается на опыт моей работы проректором и заведующим кафедрой. И там есть реальные позиции, связанные с опытом моей международной деятельности. И самое главное, что в этой программе отражены интересы коллектива. Потом меня спросили, почему я не продолжил работать проректором в 2016 году. Для этого было несколько причин. Я назвал только одну. В тот период я получил грант приглашенного профессора в университет в Китае. Позиция очень престижная и такое выпадает очень редко. Вот об этом я тогда предупредил ректора и принял решение по окончанию контракта не продлевать его. Что касается документов, то все они соответствуют требованиям. Они были приняты здесь и отслежены нашей комиссией. Поэтому претензий каких-то нет. Что касается моих достижений, то если взять все достижения других претендентов, то у меня их больше. По крайней мере, внешне никаких претензий не было. Я довольно спокойно и четко отвечал на все вопросы.
-По формальным требованиям ваша кандидатура вряд ли могла бы не пройти. Все-таки что же произошло по факту?
-По факту я думаю, что здесь сыграла позиция президента университета Сергея Землюкова. Потому что накануне – 15 числа – он был в Москве в Министерстве, присутствовал во многих местах, пытаясь решить проблему и понимая, что я реальный претендент на выборах университета. Он транслировал там свое мнение. А министерство должно было прислушаться к мнению коллектива, который предоставил четверых кандидатов и к мнению администрации Алтайского края, где тоже поддержали этих кандидатов. По всей видимости, мои оппоненты чего-то испугались. А испугались они того, что могут проиграть на этих выборах. Потому что меня могли реально выбрать. Это чувствовалось во время встречи. А сегодня у меня с семи утра телефон звонит постоянно. За три часа разрядился. Звонят со словами сожаления и поддержки. Для меня это не удар и в принципе я понимал, что это произойдет на каком-то этапе. Оказалось, что на заключительном.
-Какие дальше перспективы у университета и у вас?
-Университет развивается. Я думаю, что каким-то образом выборы состоятся, либо могут и не состоятся. Это воля коллектива. Что касается меня лично, то у меня большие планы на будущее. Есть несколько проектов. Один из них Российского научного фонда. Это крупный проект над которым придется долго работать. Я морально готовился пожертвовать всем этим. Потому что руководитель организации не имеет право руководить ни проектами Российского научного фонда, ни проектами Российского фонда фундаментальных исследований. Наверное, я расширю свои научные исследования и свои возможности. Тем более, я очень много приглашений получил, в том числе из-за рубежа. Там предстоит почитать лекции и поработать в лабораториях. Естественно, я не буду забывать о родном университете и родной кафедре. Что касается развития университета, то я думаю, что мы споткнемся. Потому что ничего нового эти претенденты предложить не могут. Самое главное, что предстоит делать – это изменить тот человеческий климат, который сейчас существует. Потому что все напряжены. А это (снятие его кандидатуры – прим.ред.) еще дополнительный удар и плевок в адрес коллектива. Все решается людьми не заинтересованными в развитии университета. А, наоборот, заинтересованными, чтобы загнать его в стагнацию. Я думаю, что позиции опорного университета будут подорваны. Развития пока трудно ожидать. Никто не ожидал такого серьезного удара с тыла.