Спасение или лишние проблемы: нужна ли в России четырехдневная рабочая неделя
Дмитрий Медведев предложил перейти на четырехдневную рабочую неделю. Россияне, которые привыкли работать много, слегка озадаченно смотрят на эту инициативу. В чем подвох? Да ни в чем (надеемся).
Зачем это нужно?
Вообще такая практика уже давно существует в Европе: во Франции, Финляндии, Нидерландах и многих других странах. Зачем это нужно? Затем, что грамотный работодатель (там, где это возможно) понимает, что работой жизнь человека не ограничивается. Четырехдневная неделя позволила сотрудникам европейских компаний развиваться профессионально, читать, посещать курсы, следить за своим здоровьем, проводить время с семьей, да и просто справляться со стрессом, прогуливаясь по парку. Образованный, спокойный, здоровый сотрудник – залог хорошей работы фирмы. Но до такого отношения к служащим нужно еще дорасти. Для России эта практика кажется невозможной: во-первых, многие работодатели до сих пор смотрят на соискателей с позиции "свято место пусто не бывает" – вроде как уйдет одна заезженная лошадка, а на ее место очередь выстроится. Хорошо, когда так, только по опыту работы в журналистике скажу, что грамотных специалистов очень мало и они на вес золота. Касается это многих направлений. Во-вторых, самим работникам такая инициатива кажется странной. 48% россиян, согласно данным опроса ВЦИОМ, выступили против: люди не уверены, что успеют сделать все дела, а еще боятся, что сокращение рабочего времени приведет к снижению заработной платы. Ну, опасения резонные, но суть данной системы как раз не в том, чтобы служащего обмануть, а в том, чтобы позволить ему развиваться и отдыхать.
Как на это смотрят в службе кадров?
За экспертным мнением я обратилась к заместителю генерального директора по управлению персоналом "Сибирской Медиагруппы" Наталье Коробейниковой.
"Экономика труда и ВВП у нас отстают. В США 40-часовая рабочая неделя, в Европе 30-36. Но там уровень ВВП выше. Поэтому сильно я бы на четырехдневную рабочую неделю не рассчитывала. Такие изменения, если они и осуществятся, то, скорее всего, сведутся к тому, что будут просто на бумаге. В случае с Россией важнее всего не сократить количество рабочих дней, а найти баланс между работой и личной жизнью: работодатель должен понимать, что сотрудник ему не принадлежит. Если человек каждую секунду своего рабочего времени тратит на работу, то каждая секунда свободного времени у него должна уходить на себя или семью. Если человек – хороший специалист, к нему стоит подходить лояльно, многие компании уже так делают. Они понимают, что нанимают мозги, а не рабочее время, и бережно относятся к людям", – объяснила Наталья.
А что думают работники?
Барнаульцы отнеслись к возможному переходу на четырехдневную рабочую неделю неоднозначно.
"К четырехдневной рабочей неделе у меня отношение спорное. С одной стороны, это отличная возможность сделать те дела, которые сделать в выходные не получится, например, сходить к врачу. С другой, непонятно, как будет перераспределяться рабочее время с отмененного дня или будут ли медучреждения переходить на укороченную неделю? Тогда смысл короткой недели попросту пропадет", – пояснила жительница Барнаула Оксана.
"Я против четырёхдневной недели. В понедельник тяжело встраиваться в рабочий график после выходных. Моя работа часто зависит от скорости получения информации, и дополнительный выходной станет дополнительной проблемой. Это раз. Два – объем моей работы не уменьшится от третьего выходного. Это значит, что я должна буду успеть все за четыре дня. Иногда это нереально или только в ущерб качеству. Но у меня есть альтернативное предложение (идея не нова, но и не популярна). Например, мой рабочий день с 9 до 18.00 (ага-ага). Но если я четыре дня по своей воле и по договоренности с начальством работаю, допустим, с 8.00, то в пятницу могу уйти на четыре часа раньше. Такой вариант мне очень даже нравится", – высказала свое мнение журналистка Татьяна Гладкова.
Какие перспективы?
Перспективы введения четырехдневной рабочей недели, наверное, есть. Только коснется ли это коммерческого сектора – не ясно. В любом случае трудовой распорядок устанавливает работодатель, а там уже он решит, как лучше его фирме.
Что касается заработной платы, то, по словам вице-премьера РФ Татьяны Голиковой, никаких изменений ждать не стоит. А говоря об объеме работы, важно понять одно: сама эта идея требует комплексного подхода. Во главу угла нельзя ставить необходимость укомплектовать все задачи пяти дней в четыре. Их в целом нужно выстраивать так, чтобы человек успевал делать все необходимое в течение рабочего дня, не задерживаясь по вечерам или на выходных, и к 30 годам не обладал полным букетом заболеваний, появляющихся на нервной почве.