Клевцов, Перфильев, Марков: что говорят о судьбе манежа разные стороны конфликта
Проблемы с помещениями для тренировок легкоатлетов на Алтае существуют не первый год. В 2018-м переоборудованный тир Алтайского училища олимпийского резерва хотели снести из-за аварийного состояния. Позже одумались и сделали ремонт. В отсутствии достойных условий не первый раз упрекают и манеж политеха. За многие годы край так и не смог предложить достойную альтернативу этим помещениям. Сейчас проблема еще острее: зимой легкоатлетам просто негде будет тренироваться.
Алтайский край может лишиться единственной 200-метровой крытой беговой дорожки, которая находится в спортивном манеже политеха. О том, что спортивный объект будет капитально отремонтирован и преимущество будет отдано игровым видам спорта, профильное министерство узнало только 6 августа. Широкий резонанс новость получила после публикации легкоатлета Сергея Шубенкова в Instagram. Министр спорта Перфильев рассказал "ТОЛКу", что в курсе ситуации и губернатор Виктор Томенко.
Заслуженный тренер России Сергей Клевцов, министр спорта региона Алексей Перфильев и ректор АлтГТУ Андрей Марков рассказали Татьяне Гладковой о своей позиции и возможном выходе из конфликта.
Заслуженный тренер России Сергей Клевцов
– Согласно проекту, после капитального ремонта в манеже смогут тренироваться легкоатлеты?
– Есть мнение, что манеж – это собственность политеха. Это большое заблуждение. Это государственная собственность. А люди ею решили распорядиться как своей. Манеж с 1972 года существовал. Там много видов спорта уживалось. Мне было сказано, что в вузе только 46 человек, на что я возразил, что есть край. И вообще, у нас легкая атлетика за последние годы – самый результативный вид спорта.
Там будут три дорожки по прямой, так что для легкоатлетов ничего не останется, этого вида спорта там не будет. Этот манеж – единственный объект во всем крае. Мы теперь не сможем провести ни одного турнира по легкой атлетике зимой. Ни первенства края, ни на призы Шубенкова.
Под таких атлетов, как Шубенков, в других регионах строят спортивные объекты, а у нас последнее забирают. В прошлом году в решении проблемы с тиром нам помог губернатор Виктор Томенко, принял колоссальное участие. Сейчас он уже знает об этой ситуации. Я думаю, что и сейчас он отреагирует, включится. Плюс федеральные СМИ. Проблема будет максимально широко озвучена.
– Пожелания ведущих спортсменов и тренерского штаба будут услышаны?
– Я на это надеюсь, но боюсь, что нет. Решение уже приняли, не руководствуясь ни интересами края, ни страны. Если в этот вопрос очень серьезное руководство не вмешается, то вуз доведет проект до реализации. Если губернатор не вмешается серьезно, то ничего не решится.
– Если же ситуация не изменится, то какие варианты для тренировок останутся у вас, Шубенкова, других легкоатлетов?
– Вся краевая легкая атлетика, мягко говоря, садится на пятую точку. Потому что зимой мы не сможем провести ни одного соревнования, зимний тренировочный процесс прерывается. И нам с Сергеем, как части краевой легкой атлетики, легче от этого не станет.
– Это может отразиться на подготовке к Олимпиаде 2020 года?
– Всем будет плохо. И нам, и всем остальным.
– Вы рассматриваете варианты тренировок в других регионах?
– А как это получится? Кто нам денег-то на это даст? Кто нас ждет там в таком количестве? И ладно бы, если только мы с Шубенковым. А остальные куда денутся? Им физически некуда деваться.
– Вы встречались с руководством вуза?
– Была абсолютно неконструктивная встреча. Ректор Андрей Марков считает, что он делает благое дело.
В прошлом году мы с Серегой бились за тир, а сейчас вместо того, чтобы спокойно готовиться к чемпионату мира, который будет уже в сентябре-октябре, будем биться за манеж. На следующий год Олимпиада, а мы вынуждены решать эти вещи. Видимо, кроме нас уже некому. Самое обидное в том, что человек принес славу краю, но это не очень кого-то интересует.
Министр спорта Алтайского края Алексей Перфильев
– Есть понимание, как министерство спорта региона будет решать проблему? Речь о том, что в крае не останется крытой 200-метровой дорожки для легкоатлетов, которая была в АлтГТУ.
– Это, конечно же, собственность политеха, и окончательное решение за ними. Но, по-хорошему, надо было бы свои планы согласовать с легкоатлетами, включая наших тренеров, спортсменов, Федерацию легкой атлетики и как-то нас поставить в известность о возможных планах. Чтобы были услышаны две стороны, чтобы прийти к какому-то компромиссу. На самом деле компромисс возможен всегда.
А сейчас напряжение возникает, потому что убирают возможность проведения соревнований и проведения полноценного тренировочного процесса. Ну и второе – никто никого даже не спросил. Просто поставили перед фактом. А следующий год олимпийский, и мы как раз надеялись, что наши легкоатлеты привезут нам медали. По-хорошему, надо просто развернуться к людям передом и, заранее не прячась, сказать, что, действительно, мы ставим перед собой тему заработать деньги, мы хотим развивать игровые виды спорта, мы хотим увеличить количество людей, кто будет заниматься физкультурой и спортом. Это все хорошо. Однако это не должно быть в ущерб.Но если мы уже понимаем, что ситуация безвыходная, то каким-то образом нам было бы правильно обсудить с нашими легкоатлетами возможность проведения соревнований где-то, запланировать дополнительный бюджет. Потому что мы, к сожалению, узнали об этом в последний момент. Да, мы отреагировали, но можно найти компромисс. Даже сейчас его возможно найти. У нас будут совещания по этому поводу. Поэтому основной вывод такой – надо вместе планировать и послушать несколько сторон. Да, хорошо развивать физкультуру, но это не должно быть в ущерб.
– Вы встречались с Андреем Марковым, ректором вуза?
– В прошлую среду, как только мы узнали об этой ситуации, мы пригласили вначале представителей политеха. Потом, поняв их позицию, пригласили на повторное совещание и Клевцова. Как нам казалось, коллеги нас услышали, но тем не менее потом приняли решение, противоречащее компромиссу. На данный момент ситуация такая. Мы все же надеемся, что будет понимание и будет принято правильное решение.
– Вы говорите, что еще можно найти компромисс. В данной ситуации компромисс – это что?
– Мы считаем, что можно внести изменения в конкурсную документацию и те легкоатлетические дорожки не застелить ламинатом, а постелить покрытие, на котором можно проводить соревнования.
– Если вуз примет другое решение, где будут тренироваться легкоатлеты? Где будут готовиться к Олимпиаде 2020 года Шубенков и Клевцов?
– Здесь в первую очередь ситуация касается не Шубенкова, а новых Шубенковых, которые не появятся. Этот Шубенков, будем надеяться, с нашей где-то помощью найдет возможность тренироваться и выступить {на Олимпиаде}. Но этот манеж позволял появляться новым Шубенковым. Я бы переживал не только за Сережу и Сергея Александровича {Клевцова}, но и за молодежь. Я надеюсь на здравый смысл и принятие компромиссного решения, которое позволит сохранить тренировочный процесс и развивать физкультуру.
– Сергей Клевцов говорит, что сейчас надо трубить во все инстанции и в решение конфликта должны вмешиваться первые лица края.
– Губернатор уже в курсе ситуации. И есть курирующие заместители, кто сразу отреагировал. Но почему-то, к сожалению, нас не услышали. Возможно, той стороне надо какое-то время для понимания. По-хорошему, если бы мы могли обсудить все заранее на этапе планирования, то и не было бы этих ситуаций. Я надеюсь, что нас услышат. Манеж – собственность АлтГТУ. Но собственник-то у нас один – люди. Какая разница, кто там кому подчиняется? Я надеюсь, что за эту неделю придет окончательное понимание. Иначе пройдут конкурсные процедуры и начнутся ремонтные работы. Но это же глупо делать, а потом переделывать. Можно на данном этапе внести необходимые изменения. Плохо, что мы об этом узнали в последний момент.
– Почему ведомство, которое отвечает за краевой спорт, узнало об этом в последний момент?
– А об этом все узнали неделю назад, 6 августа. Мы сразу начали трубить, встречаться со всеми. Пока нас не услышали.
– Манеж технического вуза – это единственный спортивный объект, где могут тренироваться легкоатлеты?
– В зимнее время, с ноября по апрель, да. В подготовке спортсменов важен не только манеж. Есть тир. Да, есть училище олимпийского резерва, стадион "Динамо", но и манеж необходим.
Ректор Алтайского государственного технического университета Андрей Марков
– Сегодня говорят, что из-за капитального ремонта манежа АлтГТУ алтайским легкоатлетам негде будет тренироваться. Какова на самом деле позиция вуза сегодня?
– Первое – никто ни в коем случае манеж не закрывает. Он будет подвергнут капитальному ремонту. Мы получили федеральные деньги, согласовали проведение работ. И манеж – это только один объект из того, что попадает под капремонт. Все мы прекрасно помним его состояние. Тем не менее это тот объект, который очень серьезно загружен. Сейчас мы думаем, как будем проводить наши занятия физкультурой.
Когда мы заказывали план капитального ремонта манежа, мы в первую очередь думали, как сделать спорт еще более массовым. В существующем манеже сейчас можно, но не очень качественно проводить соревнования по игровым видам спорта. По той же легкой атлетике – вы помните, какое там покрытие. Поэтому мы учли возможность для тренировок легкоатлетов. Остается дорожка, по которой можно бегать и нарезать круги в 200 метров. Это остается.
Появятся полноценные площадки для волейбола, тенниса, занятий гимнастикой и так далее. Более того, у нас есть интересное предложение по возрождению самбо. Но мы не забываем легкоатлетов. Там можно поставить и барьеры. И мы будем рады видеть Сергея Шубенкова, если он будет проводить там турнир. Мы готовы и мы всегда бесплатно его проводим и дальше будем так работать. Ни о каком сокращении спортивных мероприятий речи не идет. Также там можно будет проводить соревнования и для людей с ограниченными возможностями.
Я считаю, что, наоборот, капитальный ремонт нашего манежа даст еще большую возможность для развития алтайского спорта. И конечно, мы не забываем, что мы – федеральное учреждение. Качество предоставления спортивных слуг, так скажем, возрастет.
– Министр спорта региона говорит, что возможен некий компромисс. В частности, речь идет о том, чтобы дорожки не застелить ламинатом, а постелить покрытие для бегунов. Такое возможно?
– Есть определенные требования к документации, капитальный ремонт нам будут делать на конкурсной основе. Мы не выбираем, кто это будет. И конечно, мы должны выставить документацию на всеобщее обозрение. И дорожка 100 метров будет с резиновым покрытием, а по кругу будет паркет.
– Это уже окончательное решение?
– Мы согласовывали проект, получали разрешение у учредителя. Если мы заявим одно, а потом будем делать другое – это несерьезно. Тем не менее мы, конечно же, с министерством спорта находили общий язык и сейчас готовы развивать не только легкую атлетику, но и другие виды спорта. И дай бог, чтобы еще Шубенковы появлялись. Мы с удовольствием их примем у нас. Будут они нашими студентами или нет – не важно. Сергей, к сожалению, не ходит к нам тренироваться. Но я согласен, что спортсмен такого уровня, конечно, в тех условиях, которые есть, тренироваться не может. Дай бог, чтобы мы получили хороший спортивный объект, который прославит наш край.