Толк новости
Общество |

Частный случай. Как в маленьком селе Алтая довели до идеала "мусорную реформу"

Волевое решение. Как маленькое алтайское село стало образцово-показательным по работе "мусорной реформы"
Читать в полной версии ➔

Маленькое село Ребрихинского района называют образцово-показательным. Зимой в Клочках идеально чистят дороги, местные предприниматели, помимо уплаты налогов, не отказывают в помощи, когда их об этом просят. Например, оплачивают салют на праздник или выделяют средства на спортивные объекты, деньгами или продуктами помогают школьникам ездить на соревнования. Даже нашумевшая "мусорная реформа", которая многими главами районов воспринимается не иначе как одна большая проблема, здесь работает чуть ли не идеально.

Село укомплектовано баками, так что от бестарного сбора здесь не страдают ни жители, ни регоператор, да и адаптировались к новым правилам моментально. Более того, сейчас в планах то, о чем другие села пока и не думают, – в Клочках хотят оборудовать контейнерные площадки.

Секрет на самом деле прост. Маленьким селом управляет человек, которому не все равно. Так говорят и жители, и подчиненные о главе Клочковской администрации. Константин Кузнецов в должности всего два года. И секретов из своего эффективного руководства не делает. Говорит: если взялся, надо делать, ты на эту должность приходишь не штаны просиживать. И тут же добавляет: "Не понимаю, что тут необычного, так все должны работать".

"ТОЛК" поговорил с главой Клочковского сельсовета Константином Кузнецовым об эффективной работе, умении договариваться и волевых решениях сельской власти.

– Как началась реализация "мусорной реформы" и с какими проблемами пришлось столкнуться?

– Проблем было много. Надо было "обработать" население, объяснить, как нам всем придется работать, и сделать это в кратчайшие сроки. Вот смотрите: согласно расчетам, пользоваться одним контейнером могут 76 человек. Получается, что на одной улице надо установить несколько контейнеров. И я мог бы принять волевое решение и сделать все сам, без участия людей. Но так нельзя – меня народ выбрал, поэтому и решать нам вместе. Так что контейнеры мы  устанавливали не с бухты-барахты. Собрал депутатов, объяснил, что надо (на это не требуется много времени).  А где будут стоять контейнеры, определяли люди.

– Люди были настроены против контейнеров? Не пытались бунтовать?

– Конечно, были свои нюансы. Например, доступность мусорного бака для жителей должна быть не более 100 метров. Но у нас это сделать невозможно – слишком длинные улицы. Исходя из численности населения, в моем селе положено 36 контейнеров. И отсюда складывается понимание, сколько их должно быть на одной улице.

  

Проблемы были. Например, улица Новая очень узкая, а по улице Лебяженской ситуация другая – там жители начали со мной спорить, что контейнеры им не нужны. Но извините, положено, что здесь должны стоять четыре контейнера, так и будет. Я говорю: или вы сами выбираете места, или выберу я. Есть предписание прокуратуры, и мы должны его выполнить. Они выбирали сами. Там надо было поступать жестко. Жильцы боялись, что мусорные баки будут стоять слишком близко с их домом. Но отступаешь два метра от забора – это уже земля сельсовета. И первый месяц, когда контейнеры начали завозить, ажиотаж стоял страшный.

Люди начали катать этот контейнер туда-сюда по улице, друг к другу. Так месяц продолжалось. Потом привыкли. А сейчас им надо, чтобы мы уже добавили контейнеры, просят установить дополнительные на улице. Что делать – я заказал еще 10 контейнеров.

– Это редкий пример практически идеальной работы "мусорной реформы". Другие муниципалитеты таким похвастаться не могут.

– На меня и так остальные главы смотрят большими глазами. Они к нам приезжали по этой "мусорной реформе", смотрели, как все в Клочках работает, и говорят мне, что я в рубашке родился. Почему, мол, тебе так везет. А я отвечаю, что кто как работает, у того такой и результат. Я просто провел работу с населением. И дело даже не в том, хотели мы проводить "мусорную реформу", не хотели – нас, всех глав, обязала прокуратура. И от нас уже зависело только то, как хорошо мы проведем работу.

– Так вы будете покупать контейнеры для села? Сейчас они не в собственности администрации Клочков.

– Контейнеры купим все. Счет нам выставят, деньги отдам. Средства на эти расходы в бюджете не были заложены. Да много на что там средства не заложены. И по пешеходным переходам, и по школам. Но у нас в селе ситуация такая: в долги не залезаем, зарплату платим день в день. Всего хватает. Даже на благоустройство села деньги есть.

Но опять же, это заслуга не моя – надо уметь разговаривать с фермерами. Мне хорошо фермеры помогают. У меня даже на благоустройство деньги не потрачены. Школе хорошо помогаем.

Что касается "мусорной реформы", мы отработали уже полтора месяца. Меня полностью все устраивает. Хотя нет, не полностью, конечно.

– Что не устраивает?

– У нас много такого мусора, как листва, ветки или навоз. Регоператор этим не должен заниматься, это не ТКО. Сами вывозим на свалку, а свалка обходится дорого.

– Были моменты, когда люди хотели, чтобы на их улице поставили контейнеры, но не рядом с домом, а желательно рядом с соседом?

– Конечно, такие ситуации были. Например, улица Новая. Она узкая. Собирались и решили, что есть два места, где могут стоять контейнеры. И я тогда сказал: если положено, что бак будет стоять здесь – значит, других вариантов нет. Это было волевое решение. Потому что иначе было поступать нельзя. А когда регоператор "ЭКО-Комплекс" поработал в селе, люди увидели, как все происходит, как это удобно и экологично, они спрашивают – а нельзя ли еще один контейнер поставить на нашу улицу, можно даже рядом с домом? Отвечаю, что теперь надо ждать, когда будет такая возможность. То есть люди должны привыкнуть.

Есть большие плюсы от контейнеров. Есть у нас жительница села – бабушке лет под 80. Ей такая система очень нравится. Раньше надо было накопить мусор, нанять кого-то, чтобы его вывезли. А сейчас пошла и выкинула. И дома чисто, и во дворе чисто. Ничего не пахнет. Не знаю, какая ситуация зимой будет. Хотя у нас все улицы и переулки хорошо прочищены. После каждого бурана техника работает. Но нужен подъезд к мусорным бакам. У меня есть улицы, допустим, Вторая Набережная. Она узкая, ее заметает. Будем работать.

– Кто убирает территорию рядом с контейнерами?

– Я только два раза столкнулся с тем, что мусорили. Один раз ребятишки, видимо, перевернули. Но я с населением сразу работу провел. Больше не повторялось такого.

– Был выбор между контейнерами и бестарным вывозом мусора? Почему вы сразу решили, что нужен цивилизованный подход?

– Сразу решили – однозначно контейнеры. Во-первых, это удобно. Да, накладно по деньгам. Но опять же надо голову включать. В сельсовете нет столько людей, чтобы ходить и собирать потом мусор.

Что касается работы с населением – когда жильцы одной улицы катали контейнер туда-сюда, один, особо умный, додумался отвернуть колеса. Я подъехал и говорю: "Сегодня будут собирать мусор. Чтобы контейнер был полностью укомплектован. Иначе вы этот контейнер непосредственно купите". И как-то сразу все наладилось.

– Село сегодня полностью укомплектовано контейнерами, хотя вы собираетесь поставить дополнительные. Есть необходимость оборудовать площадки для баков?

– Обязательно. Не везде они нужны, но в некоторых местах без них никак. Мусор у нас вывозят раз в неделю, пока хватает. Если будет необходимость, сделаем чаще. Сейчас край будет выделять деньги, мы тоже будем претендовать на эти деньги. Мы добавим еще контейнеров.

  

 

Читать в полной версии ➔