Толк новости
Политика |

"Будто я никуда и не уходила": Стелла Штань о работе и личном в интервью "ТОЛКу"

Читать в полной версии ➔

Чуть больше месяца прошло с момента назначения Стеллы Штань на должность представителя губернатора и правительства Алтайского края в региональном парламенте. Она ушла в 2016-м, когда проиграла внутрипартийные выборы. Это официальная причина. СМИ выдвигали другую версию. Журналисты связывали уход Штань со сложным отношением экс-главы региона Александра Карлина к Стелле Ивановне.

"Я не пряник, чтобы всем нравиться", – так представитель губернатора Алтайского края в АКЗС Стелла Штань говорит сегодня о реакции коллег на ее возвращение в политическую деятельность. И добавляет, что не раз попадала в сложные ситуации, которые ее только закаляли.

Как состоялась первая встреча с главой региона, как изменится должность представителя губернатора в парламенте с ее приходом, была ли обида на коллег, которые не поддержали в 2016 году на праймериз, и надо ли вносить изменения в работу депутатского корпуса в Алтайском крае – на эти и другие вопросы Стелла Ивановна ответила в интервью "ТОЛКу". 

Беседовала Татьяна Гладкова

– Стелла Ивановна, Виктор Петрович Томенко назначил вас на должность представителя губернатора и правительства в Алтайском краевом Законодательном Собрании. Какие у вас полномочия?

– Если говорить о формальной стороне, то губернатор и правительство – субъекты законодательной инициативы. Эта должность была учреждена, во-первых, для реализации права законодательной инициативы губернатора края и правительства. Во-вторых – это взаимодействие органов исполнительной власти, депутатского корпуса, Алтайского краевого Законодательного Собрания в целом. Это два основных направления.

 – Раньше эта должность была больше технической. Как она изменится с вашим приходом?

– Я не думаю, что она была 100% технической должностью. Безусловно, есть вопросы технического порядка – реализация плана законотворческой деятельности. Но мое понимание задачи такое: это публично-общественная должность. Необходимо понимать и разъяснять, почему, например, губернатор или правительство внесли тот или иной законопроект.

Иногда юрист видит, что подготовленный закон не противоречит федеральному законодательству, но есть публичное восприятие этого закона. И здесь очень важно донести его в том числе и до вас, уважаемые журналисты, чтобы вы правильно трактовали тот или иной момент. Здесь должна быть очень разумная грань качества законов, чтобы не было ни протестов, ни представлений со стороны прокуратуры.

Это, безусловно, соотносимость с нашими полномочиями и оперативное реагирование на изменения очень динамичного федерального законодательства, а также понимание, почему именно так на территории Алтайского края регулируется тот или иной вопрос в виде закона, который вносит губернатор или правительство.

И второй момент – это правоприменение закона. Это тоже очень важно. Например, недавно СМИ края неоднозначно откомментировали круглый стол по реализации законодательства о реализации твердых бытовых отходов. И было, наверное, не совсем справедливо слышать, что край не готов к реализации закона с 1 января 2019 года. И здесь как раз и отраслевые министерства, и представитель губернатора в АКЗС должны вместе аккумулировать аргументы и разъяснять какие-то моменты.

Потому что не только принятие, но и правоприменение, и оценка применения закона в глазах населения – это очень важно. Именно такие задачи мне были обозначены, и я сегодня их тоже вижу.

– Как Виктор Петрович предложил вам эту должность?

– Я покривлю душой, если скажу, что два года назад, когда закончились мои полномочия депутата АКЗС, я не скучала по этой работе. Потому что фактически вся моя профессиональная судьба была связана не просто с юриспруденцией, а с муниципальными образованиями, с законодательной деятельностью.

Я начинала с юридической службы в администрации города, депутата городской Думы, и в последующем она так или иначе была связана с реализацией публичных юридических вопросов. И, безусловно, два года назад изменился вид моей работы. Но я все равно держала руку на пульсе. Я анализировала каждую сессию как по работе, так и для понимания. И мне было очень приятно, что контакт был как с депутатами, так и со многими главами, учитывая, что я работала в комитете по местному самоуправлению.

И когда поступил звонок из приемной о встрече, конечно, я была очень взволнована. Состоялась первая встреча, где Виктор Петрович предложил мне занять эту должность. Мне было предложено внести свое видение этой должности. Я изучила опыт красноярского представителя, потому что там эта должность очень серьёзно прописана. Сейчас организационный вопрос подходит к концу. Тем не менее работа началась с первого дня. Как будто я никуда и не уходила (улыбается).

Мое назначение поддержал и председатель АКЗС Александр Романенко. Это очень важно для конструктивной работы. Мы с ним работали в двух созывах. И когда идет такое конструктивное отношение со стороны руководителя депутатского корпуса – это тоже очень важно.  Мое рабочее место в здании АКЗС находится – так удобнее. Основное взаимодействие происходит здесь.

– Как бывшие коллеги отнеслись к вашему назначению? В том числе и те, которые два года назад не поддержали вас на праймериз?

– Знаете, это философский вопрос. На протяжении своей жизни я не раз попадала в очень сложные для себя ситуации. И это меня закалило. Мне очень нравятся два выражения, которые помогают спокойно относиться к ударам судьбы: когда Бог закрывает дверь, он открывает форточку. Все в жизни не случайно. Буквально в сентябре мне очень захотелось перечитать книгу "Мастер и Маргарита".

И эта фраза: "Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!".

И как-то энергетически это все сложилось. Я не придумываю абсолютно. Я спокойно отношусь к тому, что люди по-разному тебя воспринимают. Я знаю, кто искренне относится. Было до слез трогательно, когда 2 октября в новостях прозвучала информация о моем назначении. А я не афишировала это, пока не было все подписано. Телефон просто разрывался. Была масса звонков! Особенно из моих районов, где я была депутатом. И вот дорогого стоит. А все остальное… Обида – это грех.

– Вы назначены представителем губернатора в АКЗС. Вы будете в равной степени работать с представителями политических партий, представленных в парламенте? С учетом того, что вы стали членом президиума политсовета алтайской "Единой России".

– Конечно, в равной. Мне здесь проще. С Александром Молотовым (руководителем СР) мы из одной альма-матер – АлтГУ. У нас пересечения по профессиональной деятельности. Когда возникают вопросы профессионального порядка, политический аспект отходит. А так мы стараемся с Александром Владимировичем находить точки соприкосновения. Что касается Владимира Семенова (фракция ЛДПР), то у нас были и есть общие друзья. Это способствует конструктивному принятию решения. Что касается фракции КПРФ, то она значительно обновилась. Поэтому лично я никого не знала до выборов. Но, думаю, в любом случае я эти вопросы постараюсь проработать.

Главное – равноудалённость. Сейчас в АКЗС очень ответственный период: губернатор зашел с законом о бюджете. Совместно с Министерством финансов координируем обсуждение бюджета, обобщаем поправки. Необходимо авторам поправок в бюджет дать разъяснения. Я встретилась со всеми руководителями фракций после своего назначения. Обсудили, как мы видим формат работы, как их предложения транслировать губернатору и обратно.

Понимаю, что все будет не гладко, я не идеализирую. Но у нас главные задачи – поступательное социально-экономическое развитие края, рост благосостояния жителей и те задачи, которые поставил губернатор.

- Вы были одним из самых профессиональных депутатов. И два года назад вы ушли из АКЗС, когда проиграли праймериз. Причины ситуации были понятны. Однако ваша коллега Ирина Валентиновна Солнцева приняла решение бороться и идти на выборы, независимо от итогов внутрипартийного голосования. Вы так не поступили. Была ли у вас такая возможность?

– Была. Но я приняла решение, что так надо. Я не проиграла праймериз. Я просто ушла.

– Было обидно, по-человечески, потерять поддержку коллег, с которыми вы вместе уже давно?

– Я не хотела их подставлять. Им бы пришлось принимать какие-то решения, от которых они сами бы пострадали. Зачем? У меня было понимание ситуации. Поэтому… получилось так, как получилось... И я благодарна судьбе. Я в течение двух лет зашла на другую стезю. Я сдала экзамен на адвоката. Комиссия, конечно, когда я пришла – кандидат юридических наук – сдавать экзамен, веселились. Но тем не менее это был очень ответственный этап.

–  Как губернатор собирается выстраивать взаимодействие с депутатским корпусом, который сегодня не самый инициативный?

– Вы отметили присутствие Виктора Петровича на сессиях. Серьезные вопросы, например, принятие бюджета, закон о стратегическом планировании – это законы, которые выносит губернатор на ноябрьскую сессию. Есть большой пакет законов. Я понимаю, что главе региона оперативно реагировать на все вопросы по ходу сессии не совсем уместно.  

По каждым вопросам, которые затрагивают компетенцию правительства, даны поручения. И мы их в дальнейшем докладываем депутатам. Я думаю, что такая практика будет в дальнейшем продолжаться.

– В последние годы сессии в АКЗС проходят достаточно ровно, можно сказать, что незаметно. Сегодня парламент не вызывает проблем. Должна ли, на ваш взгляд, быть изменена работа АКЗС?

  – Думаю, что принципиально нет. Власти должны консолидироваться для решения тех или иных вопросов. Но конструктивные изменения с учетом и жизни, и других обстоятельств, я думаю, будут.

– От депутатов хотят видеть больше инициативы?

– Вы сказали, что сессии не интересны. Но это и не театр. Даже в моей депутатской деятельности были случаи, когда депутату на комитете на все вопросы ответили, а он эти вопросы повторно под камеры задает на сессии. Это вызывает только иронию. Хотя, когда нет единого понимания, здесь депутат должен добиваться ответа и проявлять больше инициативы.

Мы ждем большей инициативы от органов местного самоуправления. Они так активно не участвуют в законотворчестве. У нас лидером по поправкам в законы традиционно являются администрации Барнаула, Бийска. Должен быть обмен мнениями. И чем четче и активнее мы будем работать до сессии над законом, тем больше журналистам будет казаться, что депутаты только голосуют, и все.

О чем еще говорили

Проблема с кадрами

– Проблема с кадрами в Алтайском крае – насколько остро она стоит? Вы проработали в классическом вузе, о проблемах с кадрами можете судить с двух сторон.

– Мы сегодня подвели итоги, сколько выпускников АГУ зашло в правительство, в органы власти, и цифра очень приятная. Среди депутатов Госдумы сколько выпускников юридического факультета?! А если говорить в целом, то это очень большая проблема. Она решается через резерв, через обновление, привлечение. Хотя сегодня на госслужбу многие хотят попасть. Этим надо заниматься системно. Растить кадры. Решение проблемы займет не один год.

Президиум в алтайской "Единой России"

– Вы вошли в президиум ЕР. Это как-то расширяет круг ваших полномочий?

 – Во-первых, я благодарна своим партийным товарищам. Членство в президиуме – это высокая честь. Я совершенно искренне об этом говорю. Это серьезная общественная работа. Наш потенциал нужно нацелить на решение тех задач, которые сегодня стоят. Это не говорит о том, что моя профессиональная деятельность будет политизирована в сторону одной партии. У меня хватит разума эту ситуацию разделять и не путать.

О личном

– Как ваша семья отреагировала на новую должность?

– Младшая дочь очень расстроилась. И она понимает, что это накладывает определённую ответственность на нее. Хотя я на дочерей не жалуюсь, они не доставляют хлопот.

Два года пролетели быстро. Как будто вчера все это было. Было приятно вернуться в университет в другом статусе, да и адвокатская работа сложная, интересная. Но немного это не мое.

Внуки тоже отреагировали. Ехали с младшим в машине, и он спросил: "Бабушка, почему ты всегда счастливая?" И я задумалась. И начала ему говорить, что я счастливая, потому что живы родители, потому что у меня прекрасные дочки, потому что у меня есть внуки. А теперь еще есть интересная работа.

Читать в полной версии ➔